Амритсар: Золотой храм
- 30 мая
- 4552
Лучше всякой теории – практика. Мы можем смотреть на красивые фотографии, а можем сорваться с места и помчаться туда, где сияют золотые купола… И таких мест очень много. Мы вам расскажем и покажем одно из них, которое находится на границе Индии и Пакистана. Именно в нем происходили одни из самых кровавых событий связанных с освобождением Индии.
«Золотой храм» в городе Амритсаре, куда стекается ежедневно до 20000 паломников, чтобы посмотреть на рукотворный памятник архитектуры и прикоснуться к истории сикхов и Гуру Нанака.
Вчера мы были там, а сегодня хотим с вами поделиться своими ощущениями, чтобы в следующий раз пригласить вас с нами в это удивительное путешествие по Пенджабу и Кашмиру.
Справка: Амритсар является главным центром культурной, религиозной и политической истории сикхов. Жители по праву гордятся своим городом, но в первую очередь красивым и уникальным Золотым храмом, служащий духовным центром для 20 миллионов сикхов во всем мире. Строительство храма инициировал Рам Дас, четвертый гуру сикхов, а завершил в 1604 году его преемник, гуру Арджан Дэв. В настоящее время Золотой храм является главной туристической достопримечательностью Амритсара, ежедневно он притягивает десятки тысяч паломников со всей Индии.
Мифы и факты
Золотой храм был построен в 1589 году во время правления гуру Арджана Дева
Джиа. Большая часть строительства велась под надзором императора сикхов Ранджит
Сингха. Глава сикхской империи Пенджаб жертвовал значительную часть своего
богатства и строительных материалов на строительство великолепного сооружения.
Только на облицовку здания медными плитами, покрытых позолотой использовано 100
кг золота.
Сразу поражает живописный фон священного храма. Расположенный в самом центре
озера, он отражается миллионом сверкающий золотом бликов на воде. Озеро
называется Амрита Сарае - «Озеро бессмертия». Его вода считается целительной.
Существует легенда о гордой принцессе, которая не хотела выходить замуж за
выбранного отцом жениха, и тогда тот, в наказание, поклялся отдать ее за
первого встреченного на дороге мужчину. Им оказался нищий бродяга, весь
покрытый язвами. Девушка привела его к священному озеру, а сама убежала, не
желая быть замеченной рядом с бродягой. Когда девушка вернулась, сидел красивый
мужчина на том месте, где она оставила своего больного мужа. Она обвинила его в
убийстве. Но тут увидела, как пара черных лебедей села на воду, а затем
взлетела вверх уже с белым оперением. После этого девушка поверила в чудесное
выздоровление своего мужа.
Окруженный со всех сторон водой, храм можно достичь по единственному длинному
мосту, вход на который ограничен охраняемыми воротами. В здании четыре входа со
всех сторон света, как символ того, что оно открыто для путников любой расы и
вероисповедания. Первый гуру Нанак проповедовал братство и равенство, а гуру в
его учении рассматривается как посредник мудрости.
Тишина и покой
Как только заходишь на
территорию храма наступает спокойствие и блаженство. Несмотря на тысячи
паломников, сталкивающихся с тобой телами, ты чувствуешь покой. Подходишь к
водоему и прикасаясь к воде, ищешь глазами солнце, чтобы поприветствовать его.
Смотришь в воду и расплываешься в улыбке – сотни разноцветных огромных карпов
плавают около берега. Ты начинаешь парикраму (обход). Люди плывут вместе с
тобой. Если ты приехал с апреля по сентябрь – жара будет невыносимая и скорее
всего двигаться по обложенному плиткой асфальту будет невозможно, ты буквально
летишь по дорожке.
В центре храма на воде светится золотой храм, на мосту которого стоят тысячи
людей разных вероисповеданий, чтобы войти в святыню святых и прикоснуться хотя
бы взглядом к священной книге сикхов.
Именно здесь хранится Гуру Грантх-Сахиб,
священная книга - сборник религиозных стихов и гимнов, созданные десятью
сикхийскими гуру, а также мусульманскими и индуистскими священнослужителями.
Гимны поют в храме в течение всего дня, заполняя залы дворца очаровательными
звуками флейт, скрипок и барабанов.
У нас не было времени и поэтому, чтобы попасть в храм, нам пришлось, перелезть
через забор и двигать по встречной. Индусы были не против – мы опуская глаза и
краснея, объясняли им, что на очередь у нас времени нет.
Зайдя в храм, ты попадаешь в прекрасное благостное место, где сидит Гуру и
обмахивает опахалом священную книгу, а рядом с ним служители храма, поют
киртан. Состояние возвышенное, несмотря на то, что ты никогда не был близок к
этой далекой и незнакомой нам религии.
Немного истории из общих источников
История Амритсара в 20 веке несколько раз омрачалась массовыми убийствами и вооруженными конфликтами. Первое произошло в 1919 году на площади Джаллианвалабагх, место самой кровавой резни во времена Британской Индии, свидетельство одного из самых позорных эпизодов в британской колониальной истории. Площадь находится в центре Амритсара недалеко от Золотого Храма. Британский генерал Реджинальд Дваер, будучи вице-губернатором провинции в 1919 году, запретил все митинги и демонстрации индийцев. 13 апреля 1919 года, огромное число паломников приехали в Амритсар, чтобы отпраздновать Вайсакхи – один из самых великих праздников в календаре сикхов. Во второй половине дня тысячи людей собрались на площади Джаллианвалабагх. Генерал Дваер лично повел войска на площадь и приказал своим людям открыть огонь без предупреждения. Официальные источники британского правительства назвали число погибших – 379 человек. Индийский национальный Конгресс утверждал о 1000 погибших. Действительное число погибших неизвестно, но, вероятно, гораздо выше, чем 379. Возмущению индийцев не было предела. Ганди призвал к общенациональной забастовке, положившей начало Движению не сотрудничества, ставшей важной вехой в борьбе за независимость Индии. Сегодня эта площадь в центре Амритсара превращена в парк.Раздел Британской Индии на Индию и Пакистан произвел огромные последствия на демографию, экономику, социальную структуру и культуру Амритсара. Штат Пенджаб был разделен между Индией и Пакистаном и Амритсар стал приграничным городом, часто на линии индийско-пакистанского вооруженного конфликта. До раздела, Мусульманская лига Индии хотела включить Амритсар в состав Пакистана на том основании, что около 50% его населения составляли мусульмане, но город стал частью Индии. Индийский национальный конгресс аналогично намеревался включить расположенный неподалеку город Лахор в состав Индии, который являлся культурной, экономической и политической столицей Пенджаба, а число индусов и сикхов составляло в нем около 50%, но Лахор стала частью Пакистана. Амритсар и Лахор пережил ужасные общественные беспорядки во время раздела Индии. Мусульманские жители Амритсара массово покидали свои дома и имущество из-за насильственных анти-мусульманских погромов в городе. Подобные сцены массовой резни против индусов и сикхов происходили в Лахоре и привели к массовой эвакуации в Индию.Когда Британская Индия канула в лету, Амритсар накрыла еще одна волна насилия. В 1984 году сикхский фундаменталист Джарнайл Сингх Бхиндранвал и его последователи заняли Золотой храм в рамках кампании борьбы за независимое государство сикхов, Халистан. В 1984 году премьер-министр Индира Ганди санкционировала акцию под кодовым названием Голубая звезда – операция по уничтожению сикхских сепаратистов в Золотом храме. Действуя по распоряжению премьер-министра Индиры Ганди, индийская армия атаковала боевиков в храме, убив Бхиндранвала и других террористов, наряду с многими мирными жителями, оказавшихся в заложниках, Золотому храму был нанесен серьезный ущерб.Проведенная индийскими военными операция в Амритсаре с применением танков и бронемашин была успешна в военном плане, но вызвала широкую полемику в индийском обществе и привела к росту сикхского терроризма. Многие сикхи увольнялись из вооруженных сил, покидали государственную службу, возвращали награды, полученные от правительства Индии. Спустя четыре месяца после операции, 31 октября 1984 года, Индира Ганди была убита двумя ее телохранителями сикхами. По стране повсеместно прокатились вооруженные погромы сикхов.
Фото отчет путешествия
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать