X

Хотите получать еженедельную рассылку с информацией о новых материалах и предстоящих событиях?

Подпишитесь на нашу рассылку прямо сейчас!

или через

Что значит твой любимый цвет?

Красный цвет

Красный цвет с примесью желтого представляет собой эрготропное физиологическое состояние. Красный цвет повышает кровяное давление, учащается пульс и дыхание. Красный цвет – это выражение жизненной силы и высоты вегетативного возбуждения. Поэтому он имеет значение желания всех форм аппетита. Красный цвет – это стремление добиться влияния, завоевать успех и жадно желать того, что может предоставить интенсивность и полнота жизни. Красный цвет это импульс, жизненная воля покорить и потенция, начиная от сексуальных инстинктов и до революционных преобразований. Красный цвет – это импульс к моторному действию, к спорту, к борьбе и к предприимчивости в области производства. Красный цвет – это "ударная сила воли", в противоположность зеленому цвету, как "напряжение силы воли". По времени красный цвет соответствует настоящему, символически – полной сил тождественности, устремления вверх к фаллическим формам и огню, к духовному пламени, например, пламя святого духа Троицы. Красный цвет стремится пронизать, преобразовать, покорить. Если красный цвет самый приятный, то выбравший его желает пережить в результате своей деятельности интенсивное возбуждение. Если красный цвет наименее приятный, то выбравший его ощущает возбуждающую интенсивность красного цвета волнующе и угрожающе, потому что он чувствует в себе недостаток жизненной силы, например, при изнурении и сердечной недостаточности или восьмом месте означает "предусмотрительно избегать ослабляющего волнения".

Желтый цвет

Желтый цвет – это самая светлая яркая краска, и воздействует она поэтому легко и живо. Красный цвет кажется более плотным, тяжелым, чем желтый, поэтому он возбуждает, так как желтый цвет кажется легче, гораздо тоньше и невесомее, чем красный, то он является стимулирующим. В соответствии с этимон повышает вегетативные функции: кровяное давление, частоту пульса и дыхания, аналогично тому, как это делает красный цвет, но измеримо обильнее. Главной характерной чертой желтого является отражающая свет, а поэтому излучающая во сне стороны яркость, невесомая веселость. Желтый цвет соответствует беспрепятственному распространению, освобождению. В противоположность синевато-зеленому, который отражает контракцию напряжения вплоть до судорог, желтый цвет представляет собой освобождение. Психологически освобождение означает освобождение от тяжести, чего-то угнетающего или парализующего.

Тот, кто предпочитает зеленый и желтый, нуждается в немедленном признании, он хочет уважения. С большим напряжением он наблюдает за тем, оказывают ли ему ожидаемую признательность и подтверждение, так чтобы напряжение могло разрядиться. Зеленый цвет – это настойчивость, желтый – это изменения.

Зеленый – напряжение, желтый – разрядка. Между этими полюсами лежат конфликты, которые произрастают на почве неудовлетворенности. Здесь борются "зеленые" честолюбие, самоутверждение и престижные претензии против "желтого" стремления к переживаниям, наполненного ожиданием счастья. Если зеленый цвет добивается преимущества, то также и гладкая мускулатура оказывается в подчинении у постоянного принуждения, так как это может проявляться в виде спазмов желудочно-кишечного тракта или сердечно-сосудистой системы, т.е. в виде патологических нарушений. Так как напряжение является невыносимым, то чаще всего эти больные отвергают зеленый цвет, тогда как желтому цвету компенсационно отдают предпочтение из-за желания освободиться от спазматического состояния.

Если желтый цвет неприятен, то это – разочарование в надеждах. Человек стоит перед пустотой и чувствует себя изолированным. Из-за серьезности настроения в этом случае яркость и нематериальная легкость желтого цвета воспринимается как пустота и обманчивая поверхность. Так как из-за разочарования напряжение ожидания не может придти ни к какому разрешению, то наступает перевозбуждение. Поэтому желтый цвет отвергают как слишком яркий. Перевозбуждение проявляется в раздражительности, злости, плохом настроении, недоверчивости. Если подумать, что многие люди питают свой интерес к жизни ожиданиями и надеждами, можно понять, каково разрушительное действие безнадежности, выявляемое отвергнутым желтым цветом, т.е. внушающим страх отсутствием по крайней мере существенной части жизни.

Зеленый цвет

Зеленый цвет – это контрольный цвет для определения состояния психического напряжения. Напряжение психологически выражается как напряжение воли, настойчивость, упорство. Синевато-зеленый цвет – это выражение твердости, жесткости и, прежде всего, наступательности по отношению ко всем изменениям. Поэтому он представляет собой постоянство, самоутверждение и обладание. Обладание повышает уверенность и самоуверенность. Поэтому зеленый цвет указывает на то, что избравший его желает повысить свою уверенность в себе, путем ли самоутверждения, чтобы сохранить идеализированную картину собственного Я, или посредством подтверждения, которого он ждет от других, причем он желает внушить симпатию при помощи чего-либо, чем он обладает, и имеющего характер финансовый, телесный или духовный. Зеленый цвет как напряжение накапливает возбуждение и в результате этого создает ощущение гордого превосходства, власти, силы и ощущение возможности распоряжаться, или, по крайней мере, руководитель. Накопление возбуждения ведет к бесчисленным формам и степеням управления. Сюда относятся не только управление побуждениями, но и также и точный контроль, регистрации и память, ясная диспозиция, критический анализ и последовательная логика вплоть до абстрагирующего формализма. "Зеленое" поведение может выразиться также в желании иметь здоровье, в желании жить долго и лучше, т.е. может выразиться в реформаторство. Но тот, кто избирает зеленый цвет, отличается чаще всего тем, что он обязательно желает привести свои взгляды в жизнь – часто оправдывая себя тем, что он защищает принципы. При этом он идеализирует себя и поучает других.

Синий цвет

Темно-синий цвет представляет собой свободный от раздражения покой. При рассматривании темно-серого цвета наступает вегетативное успокоение. Пульс, кровяное давление, частота дыхания и сторожевые функции снижаются и трофотропно регулируются. Организм настраивается на щадящий режим и отдых. При заболеваниях и утомлении возрастает потребность в синем. Повышаются чувствительность и готовность воспринимать болевые ощущения. Темно-синий цвет – это, как и каждый из четырех основных цветов, цветовое выражение биологической потребности: физиологически – это покой, психологически – это удовлетворение. Удовлетворение – это период, когда наступает мир и удовлетворенность. Тот, кто находится в таком уравновешенном, гармоничном состоянии, без напряжений, чувствует себя приспособленным, принадлежащим к коллективу и находящимся в безопасности. Поэтому синий цвет представляет собой привязанность ко всему окружающему: единение, тесную связь. Да и в народе говорят: "Синий цвет – это верность". В состоянии единения ощущает особую чувствительность к различиям. Поэтому синий цвет соответствует всем видам эмоциональности (восприимчивости).

Синий цвет представляет собой безвременную вечность, а поэтому также и традицию. Если темно-синий цвет отвергают как неприятный, то потребность в "покое" и полной доверия привязанности остается неудовлетворительной. Имеющиеся человеческие или профессиональные привязанности отвергаются, потому что они же соответствуют ожидаемому идеалу, и их считают скучными и парализующими. Так как имеющиеся привязанности обременительны для выбирающего и удручают его, то он стремится избегать их.

Отвергать синий цвет – это значит бежать от разрядки и покоя, считая, что не можешь в настоящий момент позволить себе покой, не отказавшись от чего-то важного. Предчувствие говорит, что разрядка и покой могут вызвать ту самую слабость, расслабление, которых так боятся, чаще всего не осознавая этого. Расслабление может как раз привести к депрессии, которой хотят избежать. Для таких людей синий цвет является не "очаровательным ничем", а угрожающим ничем; так как для них основная потребность в привязанности, которую и представляет собой синий цвет, не воплощается в существенное отношение; часто это отношение к партнеру "в любви", иногда к рабочему коллективу или даже месту, где приходится жить. Тот, кто всегда отвергает синий цвет, лишен "умиротворяющего влияния сопричастности", в котором он так нуждается. В результате этого возникает беспокойная и напряженная неугомонность, непрерывное взвинчивание самого себя и поиски возбуждения, чтобы избежать подкарауливающее расслабление или даже депрессии в результате такого образа жизни, лишенного смысла.

При обследовании 5000 курильщиков сигарет выяснилось, что больше половины из них отвергают синий цвет, особенно те, которые курят "темные" крепкие сорта табака. Здесь, вероятно, возбуждающее влияние курения является оборонительным, и ими пользуются, чтобы избежать расслабления. При избыточном воздействии раздражителей (например, телевидение) и неустойчивым, беспокойном поведении страдает также способность к концентрации, что выражается особенно у детей, в затруднениях, возникающих при обучении. Продолжительное возбуждение может привести у взрослых к невротическим заболеваниям органов.

Фиолетовый цвет

Фиолетовый цвет – это смесь красного и синего. Фиолетовый цвет пытается создать единый сплав из противоположностей, т.е. из красного цвета, как импульсивного покорителя, и синего цвета, как нежной самоотверженности; а поэтому – это выражение идентификации. Такая идентификация – это деликатное прочувствование, которое становится единственно возможной эмоцией, так что все, что я думаю и хочу, должно соответствовать действительности. Эта власть называется волшебством, магией, и как раз является значением фиолетового. Тот, кто отдает предпочтение фиолетовому цвету, тот хотел бы магических взаимоотношений. Он желает быть околдованным, но он хотел бы и сам обладать колдовской силой и внушительным шармом, так как в магической идентификации уничтожается противоположность между субъектом и объектом.

Действие гормонов также, очевидно, ведет к предпочтению фиолетового, как показали исследования, проведенные среди женщин в период беременности (Эрбле), как показали тесты при функциональных расстройствах щитовидной железы и как показали опыты с выбором цветов у гомосексуалистов.

Если фиолетовый цвет наименее приятен из всех возможных, то желание чувственного эротического слияния, магии идентификации со своим партнером скрывают в тайне, потому что отсутствуют предпосылки. Отсюда возникает часто не обнаруживаемая замкнутость и стремление к созданию как можно более ясных взаимоотношений, способность к эмоциональному прочувствованию и потребность в магии очарования переносится на такие объекты, которые требуют эстетический оценки и воплощения, и которые часто становятся профессиональной задачей.

Серый цвет

Серый цвет не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он абсолютно не раздражает и не имеет никакой психической тенденции. Серый цвет – это нейтральность как субъекта, так и объекта, как изнутри, так и снаружи; это ни напряжение, ни расслабленность. Серый не является территорией, которую можно оживить, а просто границей; граница, как ничейная территория, граница как разделительная черта, как абстрактное деление, чтобы отделить друг от друга противоположности, "серый – это только территория" в качестве абстракции.

Черный цвет

Черный цвет – это самый темный цвет. В черном завершается концентрическое направление темных цветов вплоть до конечной точки. Черный – это абсолютная граница, где кончается жизнь. Поэтому черный цвет выражает идею "ничего". Черный передает накопление, оборону и вытеснение воздействий раздражителей. Поэтому черный цвет означает отказ. Тот, кто выбирает черный на первое место, хочет отказываться из своенравного протеста. Он восстает против своей судьбы.Черный цвет – это отрицание по отношению к утверждению, которое достигает своей наивысшей точки в белом, как абсолютной свободе (отсюда – безупречность). Знамена анархических и нигилистических союзов всегда были черными.

Тот, для кого черный цвет наименее приятен, как это и встречается чаще всего согласно статистике, не желает отказываться. Отказ означает для него лишение и пугающий дефицит. Так как он почти не может отказаться, то он избегает опасности ставить повышение требования.

Коричневый цвет

Коричневый – это затемненный желто-красный. Импульсивная жизненная сила красного цвета в коричневом затемнена, приглушена, успокоена или "сломана", как сказал бы художник. Коричневый обладает экспансивно-действующим импульсом, которому не хватает активной жизненной силы красного. Цвет не действует более активно, а воспринимается пассивно. Коричневый цвет представляет собой живое чувственное восприятие. Поэтому положение коричневого дает представление об отношении к жизненным физическим ощущениям. Коричневый цвет предпочитают тогда, когда он соответствует беспроблемному, бесконфликтному уюту.


В статье  использовались материалы из книги: "Оценка личности при помощи выбора цветов", М. Люшер, немецкое издание, обновленное и дополненное руководство первого издания (1969 год).

Комментарии

Thumb_av_shurup2009goa150x150
  • Dmitry Shurupov
  • 04 янв. 2014, 08:59

Куда-то пропала статья Б. Рагозина про цвета… Вот есть ещё подробные описания: http://artmagik.ru/index.php/topic/1175-cvetoterapija/ :-)