Гора Афон – Святой удел Божьей Матери
- 3 ноября
- 7347
– Куда же идти? – спросил я, выйдя на святую землю Афона.
– А вы не думайте, куда идти, – ответили мне, – Божественная Мать сама выберет для вас путь. Вы только доверьтесь Ей.
Из разговора с соседом, только что вернувшимся после паломничества на Афон
Мистическое происхождение Афона подтверждается многими легендами. Паломники, побывавшие на Святой Горе, приезжают домой вдохновленные «православной сказкой» и сами частенько рассказывают сказки… Но ведь «сказка – быль, да в ней намек!» и посему Афон считается одним из самых священных мест в мире, где находится 20 суверенных монастырей, действующих под духовным ведомством Вселенского Патриарха.
Самые главные из них – это монастырь Великой Лавры, находящийся на высоте 40 м в юго-восточной части полуострова. Он знаменит самой большой на Святой Горе библиотекой, где сохранились письмена, написанные на пергаменте. Второй по важности монастырь, по преданию построенный Константином Великим, – это Святой монастырь Ватопед (он находится в трех часах ходьбы от города Кариес). Самым знаменитым сокровищем Святого монастыря остается Святой пояс Богородицы, подаренный монастырю сербским вождем Лазарем I (1372 - 1389 годы). Мужчины-паломники, чьи жены не могут иметь детей, обращаются за помощью именно к этому священному предмету, который для сохранности хранится все же в трех разных местах. И третьим по важности считается Святой монастырь Иверон (Иверский), стоящий на северном склоне Святого Афона. Также на Святой Горе расположилось 17 других монастырей и множество скитов («филиалов монастыря»).
От мифа к истории
Афон,
или Святая Гора, является восточным ответвлением полуострова Халхидики и
омывается водами Эгейского моря. Он имеет длину 60 км, ширину от 8 до 12 км и занимает площадь в
360 кв. км. Горный хребет полуострова, имея у перешейка, которым он
соединяется с Македонией, незначительную высоту, далее постепенно
поднимается вверх, и у моря заканчивается возвышенностью, высота которой
достигает 2 033 м.
Это и есть гора Афон, давшая название всему полуострову.
Сегодня
Святая Гора представляет собой независимую часть греческого государства со
столицей Кариес (Карея). Афон – это полуостров в Восточной Греции, куда
допускаются только мужчины любого вероисповедания. Удивительно все же то, что
большинство расположенных здесь православных монастырей и живущих в них
священников поклоняются Божественной Матери, а сам Афон почитается как земной
удел Богородицы. Что ж такое – не уж-то женский принцип настолько проявлен в
этом месте, что женщина в своем физическом проявлении здесь не нужна?
Собственно,
Афон - сильнейшее место аскезы для монахов. И, как женщине не место на корабле,
так не место женщине и в этом намоленном месте. Но все же, именно благодаря женщине
Афон стал Афоном. Именно так рассказывает нам история…
После
казни Иисуса Пресвятая Богородица со своими спутниками-апостолами, волею
судьбы, сошла на берег Афона и стала его «оберегом».
В
различных источниках пишут о том, что «языческие храмы, стоящие на земле
афонской, в один миг рассыпались и язычники приняли Божью Мать». Но люди,
достигшие божественного сознания, коим обладала и Мария, никогда не будут
конкурировать и тем более бороться ни с какими религиями или традициями, ибо
знают они, что «Бог един и многопроявлен». Тоже проповедовал и Иисус, слова и
учение которого чаще всего сегодня толкуют невежественно.
В
момент же благостный и светлый, когда Святая Дева сошла на берег, не открещиваясь
от людей других конфессий и религий, она провозгласила: «Благодать Божия да пребудет на месте сем, и на пребывающих здесь с
верою и благословением, и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Потребные к
жизни на земле блага будут им с малым трудом даны в изобилии, и жизнь небесная
уготовится им, и не скудеет милость Сына Моего на месте сем до скончания века.
Я же буду Заступница места сего и теплая о нем ходатайница перед Богом».
Так
Афон стал местом, над которым до сих пор сохраняется покровительство Божьей
Матери.
Согласно некоторым историческим данным
в античные времена Афонская гора называлась Аполониадой, так как там находился
храм Аполлона, позднее на вершине был построен храм Зевса, который назывался
Афос.
Также
есть версия о том, что Афон – это слово догреческого происхождения – так звали
одного из фракийских гигантов. Вообще первыми известными жителями полуострова
были фракийцы. В 5 веке до н. э. к ним присоединились греки из Халхидики.
Однажды, во время борьбы с
богами, Афон бросил из Фракии на Посейдона огромную скалу, однако промахнулся,
и каменная глыба упала именно на то место, где сегодня находится гора Афон. Еще
одна история повествует о том, что Посейдон победил восставшего гиганта по
имени Афон.
Многое менялось на Афоне, вплоть до ХХ века. Тем не менее,
число русских иноков на Афоне год от года росло. И уже в самом начале XX века
на Святой Горе подвизались около 7 500 монахов, из них 3 200 греков, 3 600
русских, более 300 болгар, остальные –
преимущественно сербы, румыны и грузины.
Статус Афона после освобождения его от турок был определен на Лондонской конференции 1912 года: Святая Гора объявлялась независимым государством, находящимся под покровительством России. Лозаннским соглашением 1923 года было решено присоединить Афон к греческому государству. С 1926 года Святая Гора стала составной частью Греции. Во время гитлеровской оккупации монастыри Афона сохранили свою автономию и материально не пострадали. Большой ущерб был причинен позже, в ходе Гражданской войны в Греции (1946 – 1949), когда военные действия были перенесены на территорию Афонского полуострова. Ныне Афон снова принимает русских паломников и монахов. В этом – большая надежда на духовное возрождение православной России.
О монашестве на Афоне
На
одном из этапов духовного становления приходит понимание того, что даже самые «изысканные»
литературные произведения – не что иное, как словоблудие. И лучшие «острые» эпически-нравственные
нетленки, включающие в себя исторические факты и практические наставления,
теряют смысл. Тем не менее, «чтобы жить, нужно читать», и многие практики,
упражняющиеся ранее в эпистолярном и декларативном жанре, переходят на
литературу с исключительно духовным подтекстом.
Об Афоне написано много, но я
бы порекомендовала читать живые впечатления, написанные незаангажированной,
живой рукой. Одним из таковых авторов-очевидцев я могу назвать Бориса Зайцева и
его рассказ «Афон».
Зачитайте-ка
несколько абзацев из его описания Афона: «Есть величие,
строгость в монастырском служении. Церковь в миру окружена жизнью, ее столкновениями,
драмами и печалями. Мирской храм наполняют участники жизни, приносят туда свои
чувства, муки и радости, некое «волнуемое море житейское». В монастыре также,
конечно, есть паломники («поклонники», как их прелестно здесь называют), но
основной тон задают монашествующие, то есть уже прошедшие известную душевную
школу -– самовоспитания,
самоисправления и борьбы. Ни в монахах, внимающих службе, ни в самом
монастырском служении нет или почти нет того человеческого трепета, который
пробегает и в прихожанах и в священнослужащих мирской церкви. Здесь все ровнее,
прохладнее, как бы и отрешеннее. Менее лирики, если так позволительно
выразиться.
Меньше
пронзительности человеческой, никогда нет рыдательности. Нет и горя, жаждущего
утоления. Я не видал слез на Афоне».
Впрочем,
давайте послушаем, что пишет о ночном бдении Борис Зайцев: «Читаются на этих ночных службах и Жития Святых. В первую мою ночь на
Афоне читали отрывок из Иоанна Лествичника [15]. В пустынном, почти черном от
мрака Соборе, где немногочисленные монахи, в большинстве старики, терпеливо,
упорно стояли в своих стасидиях, негромкий голос внятно произносил: «Как
связать мне плоть свою, сего друга моего, и судить ее по примеру прочих
страстей? Не знаю. Прежде, нежели успею связать ее, она уже разрешается;
прежде, нежели стану судить ее, примиряюсь с нею; и прежде, нежели начну
мучить, преклоняюсь к ней жалостию. Как мне возненавидеть ту, которую я по
естеству привык любить? Как освобождусь от той, с которой я связан навеки? Как
умертвить ту, которая должна воскреснуть со мною?
…Она и друг мой, она и враг
мой, она помощница моя, она же и соперница моя; моя заступница и предательница.
…Скажи мне, супруга моя – естество мое; скажи мне, как могу я пребыть
неуязвляем тобою? Как могу избежать естественной беды, когда я обещался Христу
вести с тобою всегдашнюю брань? Как могу победить твое мучительство, когда я
добровольно решился быть твоим понудителем?»
Кажется, тут кроется корень
монашества. Безмерность задачи понимал и сам аввакум Иоанн. Понимая, все-таки
на нее шел, и если не столь красноречив ответ «супруги моей – естества моего», все же решительность его
знаменательна:
– Если соединишься с послушанием, то освободишься от меня; а если
приобретешь смирение, то отсечешь мне голову.
Для слушателей эти и подобные
им слова – не возвышенная поэзия и
перворазрядная литература, не «лирический вопль» синайского игумена, а часть
внутренней жизни, урок в битве за душу, за взращивание и воспитание высшего в
человеке за счет низшего. Да, эти люди, долгие ночные часы выстаивающие на
службах, ежедневно борющиеся со сном, усталостью, голодом, кое-что понимают в
словах, написанных не для «литературы».
Описывает
монахов Зайцев очень хорошо, рассказывая об их «невыпячивании личности, в
котором эта личность сама по себе и раскрывается».
В
очерке «Монастырская жизнь» о св. Ниле (который, к слову, сам просил Бога прекратить
мироточение свое, так как это привлекало много паломников на Афон), говорится: «Афон
вообще не любит исключительности. Афонцы очень осторожно и сдержанно относятся,
например, к визионерству. Их идеал – малозаметная, «невыдающаяся» жизнь в Боге
и свете, настолько скромная, что точно бы она отклоняет от себя все сильно
действующее на воображение: чудеса, видения, нетленность мощей».
Также, по словам очевидцев, на
Афоне есть греческая сторона и российская сторона. И разница в тех и других
монастырях между послушниками и монахами очень чувствуется. Говорят, греки
более глубоки, а российские монахи «выразительно наигранны».
И дал Бог пищу
Трапеза –
священное действие во многих традициях. Вот и на Афоне ей отведена особая роль.
Принятие пищи для иноков поставляется дважды в день: после литургии около 10
часов утра и вечером по окончании вечерни перед закатом солнца. В понедельник,
среду и пятницу, а также на протяжении Святой Четыредесятницы – строгий пост –
трапеза бывает один раз в три часа дня.
Пища
иноков очень простая и скромная. В основном она состоит из каш и бобов, малого
количества фруктов и овощей, свежего хлеба, выпекаемого в монастыре. В
праздничные дни добавляется рыба, сыр и вино, наполовину смешанное с водой.
Монахи не засиживаются за трапезой – она проходит быстро в молчании, начинаясь
и завершаясь молитвой. Лишь чтец громко читает жития святого, положенные для
этого дня. По давно сложившейся традиции паломника, пришедшего в монастырь,
приглашают в архондарик, где подают обычное афонское угощение: маленькие
стаканчики с ракией (виноградной водкой), холодную воду, варенье или лукум, а
иногда и кофе.
Культ смерти на Афоне
Чтобы еще больше понять обитателей Афона, стоит посетить гробницу Андреевского скита, где находится усыпальница афонских иноков.
В шкафу пять черепов игуменов, на которых зафиксированы имена и год смерти каждого. Затем около 700 черепов рядовых монахов на полочках возлегают и штабелями возле стены от пола до потолка мелкие кости рук и ног насыпаны. И фраза «Помни всякий брат, что мы были, как вы, И вы будете, как мы» немного озадачивает. Как забавно выразился Зайцев, «только и не хватает здесь старичка-смертиотекаря».
Тем не менее, хоронят иноков на Афоне без гроба, обматывая тело в мантию. Кладут в могилу на 3 года, а после выкапывают. Если от тела что-то осталось, закапывают обратно и усердно молятся – при жизни монах имел нечистые помыслы. А тех, от кого медово-белые кости остались, относят в Андреевский скит и оставляют там, как напоминание о тленном теле и бессмертной душе.
Есть еще одно таинство, которое открывается уже после ухода иноков – это пояса или кольчуги, в которые были закованы они под одеждой.
Зачем? Аскетизм ли это либо вынужденные меры пресечения?
Впрочем, как бы там ни было – все мы там будем! И помня об этом, можно избежать многих ошибок, совершаемых впопыхах.
Афон и
женщины
Давайте
вернемся к отношению Афона с женским полом. Согласно историческим данным,
христианство окончательно укоренилось на Афоне при правлении Феодосия Великого (379 – 395 гг.), по
словам историков, окончательно уничтожившего на Афоне последние следы
язычества. Дочь Феодосия, царица Плакидия, пожелавшая увидеть Святую Гору, когда
прибыла на Афон (382 г.)
и входила в Благовещенский храм, услышала от иконы Божией Матери, названной
впоследствии «Предвоизвестительницей», голос, повелевавший ей удалиться из
пределов Афона. Это событие послужило основанием каноническому установлению,
запрещающему женщинам появляться на Святой Горе.
Как
говорится, «сказка ложь, да в ней намек», но с тех пор у подножия Святой Горы
женщин почти не было. Хотя…
В
1470 году царевна Маро, супруга султана Мурата I, привезла богатые дары здешним монахам,
но уже через 10 шагов ее попросили вернуться на корабль. Говорят, что во время
Орловского восстания в 1770 году, 1821 и в 1854 годах во время восстания против
турок на севере Греции на Афоне скрывались семьи беженцев, среди которых были
дети и женщины.
В 1929 году на Афоне побывала «Мисс Европа», а в 1932 году первая
женщина-депутат греческого парламента. В 1931 году французская журналистка Мари
Суази пробыла на Афоне достаточно времени, чтобы написать книгу «Месяц с
мужчинами».
И
это не полный список тех женщин, которые побывали здесь.
К
слову, когда я писала эту статью, в одну из ночей, «во сне», я познакомилась с
двенадцатью монахами, которые, по приданию, живут в пещерах Афона и никогда не
выходят к людям. Они показали мне Афон, при этом позволив мне во сне лететь над
островом, не касаясь его ногами. Этот сон был прекрасен!
Говорят,
что если один из «тайных старцев» уходит в мир иной, они призывают к себе инока,
живущего на Афоне длительное время и имеющего определенные заслуги.
Афонские святые
Самое время узнать о святых, живущих на Афоне. К
сожалению, чаще всего, благословение оных может получить лишь мужское население
планеты. Мы упомянем о двух афонских святых, по совпадению и того и другого
звали Паисием.
Преподобный
Паисий Величковский
Паломники, приезжающие из Афона, чаще всего начинают читать книги Преподобного Паисия Величковского, родившегося в 1722 году на Полтавщине в семье священника.
Поступив в Академию и наблюдая за сытой жизнью монахов Киево-Печерской Лавры, Паисий мечтал принять монашеский постриг непременно в бедной, удаленной от мирского шума обители. Так, в 17 лет сбежав из Академии, он направил стопы свои по городам и монастырям, а к 24 оказался на Афоне. Испытав сильное разочарование от притеснения монахов турками, он все же остался там, уйдя в уединение на 4 года на хлеб-воду и безмолвие. Через несколько лет Паисий принял сан священника и стал настоятелем славяно-молдавского братства в Ильинском скиту.
До 42 лет Паисий жил на Афоне, после чего, притесняемый другими, принял решение вернуться в Молдавию. Митрополит Молдавии радостно встретил Паисия, предоставив ему уникальную возможность организовать свой монастырь в Драгомирне – в Богохранимой и православной земле Молдовлахии.
700 монахов, многочисленные мастерские, сельскохозяйственные угодия, больница, дом для паломников – таково новое обширное хозяйство настоятеля. Управлять таким монастырем, а тем более довести его до идеала духовной жизни очень непросто. Не раз на закате жизни старца, во время вдохновенной молитвы, ученики видели лик отца Паисия просветленным нездешним светом.
15 ноября 1794 года, на 72 году, старец тихо скончался, не назвав своего преемника, ибо знал, что преемников будет много. Восстанавливая утраченные традиции в конце ХХ века, Русская Православная Церковь – спустя 200 лет – в 1988 году причислила старца Паисия к лику святых.
В удивительной книге «Крины сильные или цветы прекрасные…» Паисий пишет: «Где благодать – источник жизни, там добрые дела от сердца истекают; когда Дух Святой посетит, тогда и всякий труд облегчается, и непрестанная молитва от сердца исходит, и очи постоянно испускают слезы, и всякое духовное просвещение бывает при сем и чистое трезвое рассуждение, ибо Святой Дух тогда действует внутри человека. А кто предается страстям, у того и страсти умножаются; тогда чрез них лукавой дух завладеет человеком, тогда бывает в душе его всякая темнота, и мрак, и тягость».
Отец Паисий Святогорец (25 июля 1924 – 12 июля 1994 г., Греция)
Один из самых уважаемых схимонахов и старцев Афона, ставший монахом в 1950 году. После тяжелой болезни в 1966 году, во время которой ему отняли большую часть легких, осознал многое, после чего вообще стал больше находиться в отшельничестве. С 1978 года поселился в келии Панагуда монастыря Кутлумуш и к нему потянулись тысячи людей. В 1993 году он поехал с горы Афон в странствия с проповедями. Вот цитата его:
«Твоя способность суждения – это дар, данный тебе Богом, но пользуется им тангалашка, который заставляет тебя осуждать и грешить. Поэтому, пока твоя способность суждения не очистится и не освятится, пока не придет Божественное просвещение, не доверяй собственному мнению. Если у человека не очистилась способность суждения, а он суется в чужие дела и судит других, то постоянно впадает в осуждение. Постарайся освободиться от человеческого, стяжать бескорыстие, с тем чтобы пришло Божественное просвещение и твой суд превратился в духовный, Божественный. Тогда твой суд будет отвечать Божественному, а не человеческому правосудию, будет в согласии с любовью и милосердием Божиим, а не с человеческой логикой. Только Бог судит праведно, потому что только Он знает сердца людей. Мы, не ведая праведного суда Божия, судим «по наружности», внешне, и потому осуждаем и несправедливо обвиняем других. Наш человеческий суд – это величайшая несправедливость. Помнишь, что сказал Христос: «Не судите на лица, но праведный суд судите».
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать
На днях в Киеве проходила выставка фотографий с Афона, которая давала возможность не только увидеть, но и ощутить чудотворную энергетику этого места. Так же в Киеве находятся чудотворные иконы с Афона, кто еще не посетил спешите по адресу: ст. м. Золотые ворота, ул. Ярославов Вал,1