Из записной книжки психолога. Предательство тела
- 23 сентября
- 4105
Передо мной женщина 50-летнего возраста. С виду – вполне обычная, адекватная, спокойная. Начинаем выяснять: прийти к психологу – это желание дочери или и сама она хотела бы решить свои проблемы? Как известно, успех психотерапии зависит непосредственно от самого клиента. Это не в механическо-химическом вмешательстве: миг – и голова не болит. Будет болеть, если человек сам не найдет внутри себя «кнопочку», которая включает эту самую голову. Как бы ни хотели наши близкие что-то изменить в нас и помочь нам, особенно если дело касается физического и психического здоровья, без нашего личного желания ничего не получится. Итак, выяснили: женщина пришла к психологу по совету дочери.
Выясняем дальше: в нашем случае советы не работают (да и вообще, они мало где работают). Необходимо обратиться к тому Высшему, что выше умозаключений психолога и представлений самого клиента. Нужно обращение к своей Природе, к скрытым от глаз внутренним процессам. Тело, душа подскажут, где «собака зарыта». Речь о неком «Онто Ин-се» как самодвижущемся регуляторе индивида (согласно онтопсихологии Антонио Менегетти). В связи с этим уместно вспомнить Энштейна, который на вопрос о том, что помогло ему в его открытиях, сказал: «Я просто прислушался к голосу природы. Он очень тихий, но у меня хороший слух». Конечно, я не читала моей клиентке лекцию по онтопсихологии и не приводила цитат, но доступным языком рассказала о значении ее наблюдений за собственными реакциями, ощущениями, переживаниями. Нам нужно было уловить сущность действия, которое совершается внутри, некий энергетический квант, который приводит к ситуации страха, когда женщина находится одна.
В поисках этого самого первичного «кванта», этого фрактала, разворачивающегося в целостную жизнь индивида, было предложено понаблюдать за телом, за его ощущениями. Женщине такое действие показалось странным: что значит – наблюдать за телом? Вот – рука, вот – нога. Ну, голова болит – и что? После некоторых безуспешных попыток женщины, связанных с ее осознаванием собственных телесных ощущений, я пришла к выводу, что у нее отсутствует контакт со своим телом. Александр Лоуэн такие явления называл предательством тела. Ну, что ж, давайте посмотрим, когда это предательство произошло. Или хотя бы обратим внимание на некоторые картинки из детства, воспоминание о которых, возможно, «включит» определенные эмоции, и женщина «вспомнит» свое тело.
Используем методику «Кино». У женщины в руках воображаемый пульт от телеэкрана. На этом экране показывается воображаемый фильм о моментах жизни девочки. Какие сцены (кадры) особенно памятны, волнительны? Женщина безучастно смотрит на «экран». Пытаюсь помочь: девочка в каком возрасте? Как одета? Что делает? Какое у нее настроение? Только одна-единственная картинка крутится перед глазами: девочка лет семи идет в магазин за сливочным маслом. Ее настроение? Радостное. «Больше ничего не помню» - говорит женщина, эмоционально не подключаясь ни к своим воспоминаниям, ни к моим высказываниям.
Мои слова, вопросы, в целом ситуация общения периодически приводили женщину в ступор. Всем своим видом она как будто говорила: я не понимаю, чего Вы от меня хотите. Чувствовалось, что она как будто не в своей тарелке. «Может, посоветуете, какие лекарства пить», - попросила она. Я ответила: насчет лекарств – не ко мне. И расписалась в своем бессилии. Выше головы не прыгнешь. Как нельзя наесться и выспаться за другого, так нельзя решить за кого-то его психологическую проблему. Нельзя передать другому частоту своего сердца – он должен чувствовать мир своим сердцем… Нельзя «дать» на время свои глаза – только собственными глазами человек может смотреть и видеть нечто.
Диагноз, в общем, был налицо: женщина когда-то «оставила» свое тело и, в целом, свою субъективную реальность (реальность внутреннего мира) и целиком погрузилась в реальность объективного внешнего мира. Так делают многие. Центр внимания вовне – сосредоточенность на других людях, вещах, социальной жизни. Но однажды наступает момент, когда одиночество становится удушающим. Потому что когда нет рядом других людей, то некому напомнить человеку, что он «есть», что он «живой». Душе важно это ощущение «я есть!». Если контакт с собой отсутствует (как в случае с женщиной) и я сам себя «не вижу», то мне нужны те, кто «видит» меня и сигнализирует мне об этом. Надо сказать, такую нехватку собственного внимания испытывают многие люди: достаточно послушать, как много они говорят ни о чем, как зависят от оценок окружающих. Страхи и «трясучка», нападающие на мою клиентку, когда она остается одна, - это значимая информация, которую надо уметь читать. Жизнь сообщает важную мысль и ставит перед сознанием человека задачу: ты задержался в своем развитии, взрослей – а взрослый умеет продуктивно жить в одиночестве.
Светлана Белова,
доктор педагогических наук,
профессор, психолог-консультант
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать