Почему мы так стремимся создавать группы
- 3 декабря
- 2625
Сегодня утром за чашкой чая я вдруг подумала, а почему же у людей так явно выработан бессознательный стадный инстинкт? Почему даже среди осознанных, идущих духовным путем, этот инстинкт все так же далеко не на последнем месте? Почему людям так важно, чтобы их мнение поддерживали другие члены создаваемой группы? Может быть, количественный показатель доказывает истинность тех или иных суждений? Или страх защитить свои убеждения перед другими заставляет заручиться поддержкой единомышленников? Или, может, в одиночку мы никогда не решились бы на определенные действия, потому прибегаем к помощи других? А, возможно, нам просто хочется переложить ответственность за нашу жизнь и поступки на чужие плечи? Или принадлежность к какой-то высокочтимой организации тешит наше эго? А, может быть, нам просто нужна аудитория для самоутверждения?
Сейчас вопрос образование сект, различных направлений религий, групп или собраний очень актуален. Свобода выбора (якобы свобода, а в некоторых странах она подавляется и вовсе неприкрыто), интенсивное течение времени и изменения в период Кали-Юги, рост числа людей, выходящих за рамки привычных стереотипов, позволяет каждому выбирать свой собственный путь. И зачастую этот путь лежит через ту или иную группу людей, выбравших определенное направление. То ли занятия различными духовными и псевдодуховными практиками, то ли поклонения определенному богу, то ли просто «мы против всех». И выбирая что-то одно, мы бежим от такого же другого. Из одной группы в другую. Как говорится, «шило на мыло». И даже если мы меняем материальные ценности на духовные, суть процесса остается одна и та же – побег от себя, от индивидуального к коллективному. Но нужно ли это на самом деле нашей душе…? Является ли для нее критерием выбора количество верующих в определенное направление людей, популярность этого направления? На каком уровне восприятия мы нуждаемся в поддержке остальных индивидуумов?
В романе Бернарда Вербера «Империя ангелов» один из главных героев пишет роман о крысах, в котором иерархические роли распределены следующим образом: эксплуататор, эксплуатируемый, «козел отпущения» и автоном. Поразительно, но очень напоминает социальный устрой человеческого общества, не так ли? Не важно - в масштабах страны, города, группы или семьи, но роли всегда одинаковы. Получается, выбора-то особо и нет, только в пределах 4 ролей, 3 их которых абсолютно предназначены для групп. Разница между человеком и животными в образовании иерархической структуры состоит лишь во внешних критериях определения ролей. В современном мире людей большую роль играет уже не физическое преимущество, а социальный, материальный статус, внешняя красота и т.п.
Гюстав Ле Бон, знаменитый французский социальный психолог, исследовавший вопрос толпы и бессознательных инстинктов, в книге «Психология народов и масс»утверждает,что как только живые существа собраны воедино в определенном числе - все равно, будь то стадо животных или человеческая толпа - они инстинктивно ставят себя под авторитет главы. «Под словом "толпа" подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. […] При известных условиях - и притом только при этих условиях - собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в состав этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты. Собрание в таких случаях становится тем, что я назвал бы, за неимением лучшего выражения, организованной толпой или толпой одухотворенной, составляющей единое существо и подчиняющейся закону духовного единства толпы.[…] Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие ее, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. […] В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества.»
Посетив в этом году величайший индийский фестиваль Кумбха-Мела, я была шокирована огромным количеством людей со всех стран мира, собранных в одном месте. И естественно, там было невероятное количество разных школ и религиозных направлений. И каждая из этих школ считает себя лучше другой, «истиннее», «правильнее», древнее и т.д. Только Гуру той или иной организации является неоспоримым представителем Господа на этой Земле, только он несет истинные знания, только их Бог (а пантеон Богов в Индии больше, чем в любой другой религии) правильный и только ему нужно поклоняться. И количество этих направлений со времен Вед и не сосчитать. А в нынешний период, когда люди жаждут новых знаний, а старые утратили актуальность и не вызывают интереса, появляется много «учителей», создающих новые направления, и уводя за собой все большее количество пытливых умов. И слава Богу, когда намерения этого «учителя» благие и не несут ничего плохого, кроме утраты собственного мнения индивидуума в созданной группе.
Конечно, собственное мнение может считаться проявлениям эго. Но лишь только если оно от ума. А если направить свои усилия на то, чтобы отличать бессознательные действия от сознательных, выбор свой души, а не ума и толпы, только тогда можно сказать, что выбран действительно духовный путь. Иначе какой смысл бить себя в грудь и махать плакатом «Я за мир во всем мире» или «Всё есть Бог», если это всего лишь выражение идеи той или иной организации, а не пережитый собственный опыт. Как люди, желающие вырваться из колеса сансары, поддерживают те же бессознательные инстинкты, которые и удерживают их в этой плоскости для дальнейших перерождений? Зачем для почитания Бога в себе (как говорят многие философские течения) нужно собираться толпами и выполнять обряды? Коллективная энергия? Да этой энергии в пространстве невероятное количество! Нужно только уметь ею пользоваться и посылать на благо Вселенной. Все, что нужно, есть внутри нас самих. Все ответы, и все вопросы. Вся дуальность и единство мира.
Без сомнений, вместе, обладая поддержкой определенного количества людей, легче воздействовать на пространство Вселенной, менять его на общее благо, создавать позитивное поле для трансформаций. Но не забывайте, что у каждого свой путь. Этот путь состоит из усилий, проделанных каждым человеком индивидуально. Не перекладывайте ответственность за свою жизнь на ту или иную организацию, с какими бы благими устремлениями она не выступала. Будьте светом для самих себя, и вы станете светом для остальных. Несите религию своего собственного сердца, своего голоса души, но не перекрикивая остальные голоса, давая другим право на существование. Мы вместе составляем океан, но каждая капля индивидуальна. ОМ.
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать