X

Хотите получать еженедельную рассылку с информацией о новых материалах и предстоящих событиях?

Подпишитесь на нашу рассылку прямо сейчас!

или через

Сакральный Львов

О том, что во Львове лучшие кофейни в Украине, знают все. Именно поэтому праздник кофе во Львове является народным гулянием, на который съезжаются люди со всех ближайших городов и стран. Но о том, что Львов богат своими духовными памятниками архитектуры, помнят не многие. Поэтому мы хотим устроить вам небольшую и увлекательную экскурсию по священным храмам этого города, вместе с теми, кто принимает в его жизни, самое что ни на есть, активное участие.

Так уж сложилось, что большинство храмов во Львове относятся к греко-католической церкви. Но, согласитесь, Бог живет не в стенах кирпичных храмов, а в сердцах людей, которые приходят в них.
  – Последние 100 лет Львов был в составе шести различных стран, – говорит мэр Львова Андрей Садовой, – соответственно все это сильно повлияло на историю и культуру нашего города. Поэтому хочется, чтобы во Львове возродились древние традиции наших предков. Ведь когда мы приезжаем в Ватикан или в Израиль, мы ощущаем в полной мере то, что называется традицией.
  О возрождении традиций говорит и начальник управления охраны исторической среды Львова Лилия Онищенко: «В наше время актуален не просто вопрос о возрождении традиций, а в первую очередь, бережное отношение к тому, что удалось сохранить. И это зависит, как от городского совета, так и от общественности, от людей, которые живут  в городе. Власть без народа, как и народ без взаимодействия с властью, не достигнут никаких результатов! Да, время возрождения традиций пришло! Дух Львова очень важен и он обогащается с каждым днем».
  Во Львове на сегодняшний день более 100 действующих старинных храмов, в которых ведутся литургии и службы. Не так давно город получил от представительства немецкого фонда около 4 миллионов евро на реконструкцию. Также активное участие в восстановлении архитектурных памятников Львова принимают Польша, Бельгия, Австрия и другие страны. В прошлом году при совместном усилии Академии Стефашика, Академии Наук и частных меценатов, был открыт Костел Иезуитов Св. Апостолов Петра и Павла. Бельгийское консульство и мэрия Львова активно занимаются ночным освещением храмов. Например, несколько недель назад, была сделана удивительная ночная подсветка Собора Петра и Павла. Мэрия постоянно ведет переговоры по сохранению аутентичного вида зданий, как внутри, так и снаружи.
  Львов на сегодняшний день является одним из немногих городов Украины, которым удается сохранить свою первозданную архитектуру, хотя и дается это нелегким трудом.
    – С каждым днем работать становится все сложнее, – рассказывает Лилия. – К счастью, мы работаем с ЮНЕСКО и при каждом удобном случае говорим о принятой конвенции о сохранении памятников архитектуры. Но при этом мы боимся давления со стороны инвесторов. У них есть деньги, они могут за них построить все, что пожелают, а мы хотим сохранить первозданный вид нашего города и его чудесную панораму. Ведь панорама – это то, чем может гордиться Львов.
  Вложений в реконструкцию памятников архитектуры Львова со стороны государственного бюджета не поступало около 4 лет. Тем не менее, благодаря местным властям, мэрии и частным инвесторам реставрационные работы здесь не прекращаются.
  – Мы стараемся помочь каждому храму, – говорит Лилия Онищенко, – Например, в Костеле Иезуитов два года назад мы поменяли крышу, а сегодня думаем, что делать дальше.
  К слову с Лилией мы познакомились именно на крыше Костела Иезуитов Св. Апостолов Петра и Павла, построенном в 1610-1635 гг. зодчим Д. Бриано, генеральным архитектором ордена иезуитов в Польше. Костел высотой 26 метров, вмещающий 5 тысяч человек, стал одним из самых больших храмов во Львове.
  В компании подрядчиков, хрупкая и женственная начальник управления охраны исторической среды Львова, принимала ответственные решения по реконструкции очередного храма.
    – С настоятелем Костела Иезуитов мы быстро нашли общий язык, продолжает Лилия. – Но очень часто настоятели храмов, хотят сделать «как лучше», «по-новому», «чтоб блестело». Хотя в работе с памятниками архитектуры этого быть не должно. Порой в некоторых местах вообще делать ничего не надо, достаточно хорошенько помыть, а не замазывать и застраивать. Главное правило реконструкции – «не навреди!».
  Впрочем, «не навреди» – это главное правило во всех областях нашей удивительной жизни. Но давайте все же вернемся к духовным памятникам архитектуры Львова.

Символ Львова – Cобор Cвятого Юры 

 В этом большом и красивом греко-католическом храме собрана целая эпоха из жизни Львова. Построенный в стиле барокко, он является вершиной барочного искусства Галичины и занимает одно из первых почетных духовных мест среди других соборов города. Подчеркивает его статус и месторасположение – собор находится на одном из высоких холмов Львова.
  Инициатором строительства был греко-католический митрополит Афанасий Шептицкий, а главным архитектором – Бернард Меретин. Строился собор около 20 лет – в 1744-1761 гг.. После двух лет от начала строительства Афанасий умер и его дело продолжил его племянник – львовский епископ и киевский митрополит Лев Шептицкий. К слову, в честь двух покровителей собора – Афанасия и Льва, гениальный скульптор Иоанн Георг Пинзель создал две статуи святых Льва и Атаназия, которые до сих пор величественно возвышаются над входом в храм. Есть еще одна работа Иоанна в соборе, а именно – скульптура святого Юрия, убивающего змея, но она расположена так высоко, что для ее рассмотрения требуется бинокль.
  Бернард Меретин умер в 1759 году и собор достраивал Клеменс Фесингер. Правда, он, как главный архитектор, изменил некоторые замыслы Меретина, что, в целом, не испортило главной идеи. Стенные росписи и иконы были выполнены Л.Долинским и Ю.Радивиловским.
  Открытие и освящение собора пришлось на 1761 год. Хотя отделочные работы продолжались еще в течение восьми лет. Уже в XIX веке рядом с собором возвели капитульные дома и колокольню. Сегодня в соборе действуют пещеры, где покоятся мощи Святых, в том числе и Шептицкого.
  Историки утверждают, что храм на Святоюровской горе существовал еще с XIV века, а еще раньше здесь была пещера, в которой жил и молился монах Василий. В XV веке (а возможно, и раньше) на горе вокруг храма вырос целый монастырь. В его покоях в 1648 году жил сам Богдан Хмельницкий. Здесь он даже принимал польских послов. Но от того монастыря ничего не осталось, поэтому на его месте возвели новый комплекс, который сохранился и до нашего времени.
  Согласно историческим данным советская власть в 1946 году передала собор Русской православной церкви и только в 1990 году собор вернули греко-католикам. Во время своего визита во Львов Римский Папа Иоанн Павел II подтвердил, что собор святого Юра является бесспорной святыней Львова.
  К слову, рядом с собором есть потрясающий парк, закрытый для посетителей. Говорят, в саду парка существует много сакральных тайн, о которых мало что известно сегодня.
  Адрес: г. Львов, площадь Святого Юра, на склоне Святоюрской горы.
  Львовянам повезло и архитектуру их города стараются сохранить для потомков, старательно реставрируя храмы и старые памятники архитектуры, не внося свой творческий взгляд, совмещая с новыми технологиями. По большому счету, Львову можно позавидовать.

Сакральность храма Святого Андрея

  Церковь святого Андрея во Львове расположена в бывшем монастыре бернардинцев и является одним из самых красивых и сакральных мест Львова. Так же, как и собор святого Юры, была передана назад греко-католической церкви в 1990 году.
  История возникновения костела достаточно длинная. Идея костела родилась в 1460 году, когда во Львов прибыли монахи-бернардинцы по приглашению львовского старосты Андрея Одровонжа, тогда же и началось строительство ворот и костела. Название возникло сразу – в честь Андрея Первозванного. Вот только строить, перестраивать и реконструировать его приходилось много раз. Так, в 1600 году по приказу короля Зигмунда III началось новое строительство костела, который стоит и по сей день. Руководил строительством местный законник Бернард Авелидес, а главным архитектором вначале был Павел Римлянин, а затем Андрей Бемер. Обратите внимание, имя Андрей в строительстве костела всегда было «роковым». Аккуратно, чтобы не нарушить первоначальное концептуальное решение собора, строители обстраивали новый собор сверху старого и, уж когда совсем освоили работу и поняли стилистику, снесли старый и оставили только новый. К 1613 году были закончены строительные работы, а к 1630 - отделочные.
  Современный вид церковь св. Андрея приобрела в первой половине ХVIII в. при настоятельстве Яна Капистрана Вдзеконского, когда ее украсили новыми фресками и возвели новые алтари. Авторами подавляющего большинства алтарей были мастера Конрад Котшенрайтер и Томаш Гуддер с Ярослава. С 1736 до 1746 года установлены новые алтари, которых у церкви св. Андрея 16: главный св. Яна с Дукли, а дальше Пресвятой Богородицы; Антония Падевского; Архангела Михаила; распятого Христа; св. Петра с Алькантара; св. Феклы; св. Андрея Первозванного; св. Иосифа Обручника; св. Ивана Капистрана; св. Анны, дочери Фануила, пророчицы; св. Франциска; св. Станислава с образом св. Варвары (оба образа утрачено); трех Царей (с образом Рождества Христова); св. Ивона; св. Бернарда.
  При церкви святого Андрея в 1620 году началось строительство монастыря. Так как строили монастырь четверо военных, он был похож скорее на крепость, чем на обитель священнослужителей. После церковной реформы, которую на рубеже ХVIII - ХIХ вв. проводила власть Австрийской империи, Бернардинский монастырь был ликвидирован, а в нем помещен архив. Костел стал приходской. В нем принял первое Святое Причастие Роман Шептицкий, позднее митрополит Андрей. Во время советской оккупации костел был недействующим. В 1990 году отцы-василияны зарегистрировали здесь греко-католический приход св. Андрея. В монастырском доме сегодня содержится Центральный государственный исторический архив Украины, а костел принадлежит греко-католической церкви.
  Многое можно рассказывать об иконах и алтарях храма, но лучше один раз все это увидеть собственными глазами. Поэтому, если вы будете во Львове, обязательно посетите этот храм. Многие считают его одним из самых прекрасных духовных сооружений нашего времени, и они правы…
Адрес: г. Львов, ул. Соборная площадь, 1-3.

Костёл Святой Эльжбеты

  Костёл Святой Эльжбеты построен в неоготическом стиле и расположен на площади Кропивницкого, рядом с улицей Городской. По преданию, костёл был назван в честь популярной в народе императрицы Елизаветы (Зизи) Габсбург, супруги императора Австро-Венгрии Франца-Иосифа I. С 1990 года он находится в собственности Украинской греко-католической церкви и именуется храмом святых Ольги и Елизаветы.
  Для любителей «острых ощущений» существует еще одна печальная история возникновения храма. В ней говорится о том, что цесаревич из рода Франца-Иосифа полюбил простолюдинку. Родственники, желая наследнику престола добра, отослали Елизавету (Эльжбету) подальше от греха, а цесаревич, не выдержав разлуки, наложил на себя руки. Родственники, дабы искупить вину перед чадом, велели отстроить храм, который после назвали костел святой Эльжбеты.
  По сравнению с собором святого Юра и храмом святого Андрея Первозванного, костел святой Эльжбеты возведен сравнительно недавно –в 1903-1911 годах, архитектором Талевским.
  Несмотря на то, что внешне собор повторяет стили французской и северо-германской готической архитектуры с элементами романского стиля, а стало быть достаточно «колюч» на взгляд, все же в нем царит женская энергия Божественной Матери, что подтверждают и монахини, служащие в нем. Высокие своды и элементы декора, выполненные в белых и молочных тонах, делают этот храм более мягким и просторным, чем другие.
  В костеле есть огромное количество фресок и скульптур известных авторов, к примеру, «Распятие с Пристоящим» Петра Войтовича, но все же «звездой костела» считается установленный в 1926 году самый большой в Польше орган братьев Доминика и Вацлава Бернацких.
  Сегодня храм действует согласно греко-католическим постулатам и принимает прихожан.
  Адрес: г. Львов, площадь Кропивницкого, рядом с улицей Городоцкой.


Армянский кафедральный собор

  Много раз приходилось подходить к воротам этого удивительного собора, но они оказывались закрытыми. Закрытыми, в связи с реконструкцией здания.
  Армянский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы – одно из самых экзотических зданий в городе – расположен на территории исторического Львова, где отчасти селились армяне. Не удивительно, что активное участие в реставрации этого собора принимают именно армяне и армянская диаспора.
  Строительство собора началось в 1363 г. Это один из самых древних памятников Львова, построен архитектором Дорингом (Доре, Дорко) на средства армянских купцов Якова из Кафы (Феодосии) и Паноса из Гайцараца. Многие исследователи предполагают, что в строительстве принимали участие армянские мастера, так как памятник имеет много общих черт с собором в Ани.
  Первым архитектором Армянского собора был силезский мастер Доре (или по-другому Дорхи, Доринг). В дальнейшем собор перестраивался и постепенно превратился в архитектурный ансамбль. В 1437-м году вокруг него возвели арочную галерею, в 1571-м рядом появилась стройная колокольня (архитектор П. Красовский), в 1630-м пристроили западный неф, в 1682-м появился монастырь армянских бенедиктинок. В ХVII веке в комплекс собора вошел армянский банк, в ХVIII - дворец архиепископов, памятная колонна с фигурой Христофора и деревянный алтарь с композицией «Голгофа» (во дворике). А еще рядом с собором был армянский суд, вход в который пролегал через орнаментированный портал в арочном проходе колокольни, сегодня там находится ресторан Вардкеса Ардзуманяна, который старался сохранить каждый кирпич здания в его первозданном виде.
  В советское время собор был закрыт, вместо храма было создано хранилище Львовской картинной галереи, а с 1953 года основали музей имени Ленина.
  Только в 2000 году собор передали верующим, но не армяно-католикам, а Армянской апостольной церкви, так как к тому времени во Львове практически не осталось армян-католиков. 6 января 2001 года там состоялось первое богослужение, службы продолжаются до сих пор.
  Например, 25 июня 2001 года в храме молился Римский Папа Иоанн Павел II, а 18 мая 2003 года собор освятил патриарх-католикос всех армян Гарегин II. После того как глава Львовской областной госадминистрации передал армянскому архиепископу Григорису ключи от храма, католикос Гарегин ІІ осуществил обряд «открытия двери» и освятил собор. На торжествах присутствовали спикер армянского парламента Армен Хачатрян, президент Союза армян Украины Нвер  Мхитарян, французский певец армянского происхождения Шарль Азнавур с сыном, российский актёр Армен Джигарханьян, посол Армении в Украине и посол Армении во Франции, архиепископ УПЦ Августин (Малевич), глава украинского Госкомитета по делам религий, а также экс-президент Украины Леонид Кравчук и многие политики нынешнего времени.
  Отметим, что в 2011 году Пайлот Баба Джи также был в Армянском кафедральном соборе, после посещения которого сказал, что хочет вернуться в этот красивый город, чтобы внимательнее осмотреть все памятные сооружения.


  Вардкес Арзуманян, владелец ресторанов «Кентавр», «Тарон» и «MonsPius», принимает в культурном развитии Львова активное участие, помогая городу в реконструкции храмов и других архитектурных памятников.
  – Реставрация Армянской церкви началась в 2006 году, – рассказывает Вардкес. – Она была приурочена к 750-летию города, хотя, по-большому счету, в храме все время идут какие-то реставрационные работы. Ведутся они по двум фронтам – реставрация росписей и внутренних  работ проходит под патронатом Польского правительства, а внешние реставрационные работы ведет город. Тем не менее, собор работает и Архиепископ Григориес, армянин по происхождению, делает все для того, чтобы люди были счастливы.
  Один из ресторанов Вардкеса «MonsPius», расположен прямо напротив Армянской церкви (в здании бывшего банка). В один день Вардкес принял решение нанять в штат ресторана звонаря, который ежедневно, в шесть часов вечера, звонит в колокола.
  – Однажды я осознал, что если во всех концах Львова одновременно по несколько часов в день будут звонить колокола, мы сделаем большое дело для города. Я выдвинул эту идею на очередном сборе «Гильдии рестораторов», предложив каждому ресторану, который находится рядом с каким-либо собором, нанять в штат звонаря и таким образом поддерживать энергию города. Ведь колокольный звон – одно из самых сильных очищающих средств. Оно работает даже, если люди не осознают этого. И знаете, один епископ меня спросил: «Чья это идея?». Я ответил: «Моя!». На что он, прищурив один глаз, сказал: «Нет! Эту идею в голову вам вложил сам Господь! Он вложил вам в уста благородную миссию.  Но вы знаете, что главный смысл колокольного звона – это изгонять злых духов? Вы не боитесь, что они нападут на вас?». Я задумался над его словами, но по-прежнему ежедневно наш звонарь звонит в шесть часов вечера в колокол Армянской церкви!
  Мы говорили долго и, в конце концов, остановились на вопросе том, чего же все-таки не хватает.
  – Поддержания древних традиций! – ответил Вардкес. – Во Львове армянская диаспора насчитывает около 3000 людей, тогда как в Донецке около 60000 тысяч. Очень многие уехали отсюда. Хотя традиции во Львове намного выдержаннее, чем в любом другом городе Украины. Я дружу с львовскими армянами, которые живут в Польше – это армяне в древнем поколении, среди которых есть политики, бизнесмены, люди творчества и, когда строили новый ресторан, мы с ними поднимали архивы и нашли много информации о наших традициях. Например, существовала традиция проведения ежегодных армянских балов, благотворительных вечеров. Вырученные деньги тогда передавались госпиталям, назначались стипендии талантливым студентам Университетов. Ежегодно во Львове проводились праздники улиц – Староеврейской, Армянской… Сегодня эти праздники проводят рестораторы – две ресторанные группы объединились и стараются напомнить городу об утраченных традициях. Если подумать, эти традиции подчеркивали статус города и каждого его жителя в частности. Поэтому Львов всегда был духовным центром и остается им сегодня.  Если вы приедете к нам на рождество или на какой-либо духовный праздник, вы убедитесь, что все жители в эти дни в церкви. К слову, на «Евро 2012» было принято решение ежедневно в 20.00 проводить литургии на разных языках. Проходя по улицам в эти часы, вы могли услышать молитвы на польском, русском, английском, немецком, украинском языке.
  Даже тогда, когда мы были во Львове в последний раз («Евро 2012» уже закончилось) и проходили мимо действующих соборов, из них раздавался молитвенный слог, а жители и гости столицы стремились войти в храм и закрыть на несколько минут глаза, оставив свой внешний мир и переживания за дверями храма.
  Адрес: г. Львов, ул. Армянская, 7-13. 
  Во Львове очень много храмов, соборов, костелов и церквей. Величественный Доминиканский собор, заложенный Юзофом Потоцким в 1749 году, светлый и внешне и внутри костел святого Антония, расположенный на улице Лычаковской, и неподалеку стоящая церковь святых апостолов Петра и Павла, построенная в 1668 году, а также церковь Покровы Пресвятой Богородицы, расположенная на ул. Грушевского, 5, которая была построена в 1739 - 1745 годах. Львов – город храмов, и вы в этом можете сами убедиться, посвятив одну из поездок духовно-историческому поиску. 

  Мы с вами прошлись всего по нескольким достопримечательностям Львова. Их история уходит корнями в глубину веков, но все же есть нечто, что объединяет нас всех и по сей день. Не зависимо от того, к какому вероисповеданию мы принадлежим и в какую церковь ходим, мы медленно и уверенно движемся в одном направлении – к познанию себя истинного. И рано или поздно рамки религий стираются, и мы остаемся один на один перед лицом Всевышнего! Отбросьте расовые и религиозные предрассудки, станьте самим собой и вы осознаете, что Бог Един и любит всех одинаковой безусловной любовью.




Комментарии