Шуньята или священная пустота
- 26 апреля
- 18169
(из книги Живорада Славинского "ШУНЬЯТА - Божественная Пустота и Мистическая Физика)
Мы не могли пройти мимо одной из глав известного писателя и практика йоги Живорда Славинского, который посвятил большую половину своей жизни познанию себя. Наслаждайтесь!
Шуньята, что буквально означает Пустота, — ключевой аспект большинства религий. Она — альфа и омега, начало и конец, источник и окончание всего сущего. Истинная пустота — это высшая Истина мира и нашего существования. На протяжении последующих глав мы увидим, что эта Пустота совершенно непустая. Напротив, она является источником огромной, невероятно мощной энергии, которая ждёт момента, чтобы проявиться.
В различных философских, религиозных и духовных системах слово «Пустота» передается множеством способов, что затуманивает базовую схожесть или, часто, равнозначность этих понятий.
В христианстве это Бог, термин, который используют многие мистики на западе.
В Индуизме — Брахма.
В Даосизме — это слово Дао, понятие которому дать очень сложно, но которое означает Пустоту. В Буддизме и его ответвлениях Дзен и Чан используется термин Шуньята в значении, которое мы раскроем в этой книге. Классическая Кабала использует слово Аин (Ничто или Уничтожение).
Современные Герметики говорят о Пустоте, как о большой Непроявленности.
Рон Хаббард вводит термин Статика. Некоторые физики-авангардисты, являющиеся сторонниками
квантовой теории, используют термин «квантовый вакуум». Однако в последние несколько лет всё чаще используется термин «скрытый порядок», термин, который впервые ввёл ученик Эйнштейна Дэвид Бом. Так как смысл этих двух выражений схож с философскими и религиозными терминами, которые использовались ранее, то впервые в истории науки возникло слияние физики и метафизики. Квантовая физика действительно стала мистической физикой новой эпохи. Дэвид Бом подчёркивает тот
факт, что вселенная не является безмерным океаном недифференцированной массы.
Объекты могут быть частью общего и в тоже время обладать своими собственными
индивидуальными свойствами. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, он привёл пример
с водоворотами, возникающими в речке. На первый взгляд они кажутся отдельными явлениями и даже обладают многими индивидуальными свойствами. Однако при более близком рассмотрении становится очевидным, что невозможно понять, где заканчиваются эти водовороты и начинается сама река.
Пустота — это динамическая основа всего существующего, видимого и проявленного в мире, а также основа для любых возможных проявлений, которые ещё не были созданы. Все явления этой вселенной, в сущности, пусты, потому что они — всего лишь мимолётные проявления бесконечных изменений. Прямое ощущение этих сюрреалистических качеств проявленного мира приводит к исчезновению разделения, двойственности и изоляции. Пустота существует за пределами пространства и времени, и хотя в них возможно окольным путём найти её сущность, невозможно точно определить её. Лама Анагарика Говинда предлагает, в качестве более точного термина, слово «прозрачность», потому что в нём нет той ловушки, когда в выражении присутствует отрицание. Такие выражения, как «ничто» или «уничтожение», используются некоторыми людьми. Другие философы используют символы и метафоры для тех же целей. Символом пустоты в западной герметической традиции служит Святой Грааль, который является дверью в рай и способом общения с духовным миром. Святой Грааль — универсальный символ, потому что он представляет собой пустой священный сосуд: символ космического начала, вдохновения, обновления и возрождения. Поиск Святого Грааля в западной мифологии символизирует наше стремление к самореализации и слиянию с Божественным.
Значение слова «пустота» довольно туманно не только в нашем языке, но и во всех языках доевропейской семьи. Пустота, шуньята, скрытый порядок, квантовый вакуум, статика и подобные термины подразумевают расширение сознания, его вездесущность и взаимосвязь, в отличие от негативного значения термина «пустота», которое подразумевается в повседневном общении и в
психологической терминологии. Возможно, что сейчас некоторые читатели сбиты с толку этим термином. Я наблюдал подобные трудности у некоторых участников моих семинаров по шуньяте. По этой причине я хочу объяснить полно и ясно различия между ощущением шуньяты или пустоты, которое я отношу к гармонии буддийского учения, и ощущением пустоты в нашей повседневной жизни, а также психологическое значение этого слова.
Значение слова «пустота» в большинстве европейских языков выражает состояние внутренней неспособности, бедности или потерянности. Когда мы говорим, что мы пусты, мы подчеркиваем, что мы «опустошены», «выжаты» и находимся в других подобных состояниях разума, которые указывают на нехватку глубины и богатства сознательных ощущений души. Для некоторых людей это слово
означает депрессивное состояние, торможение физических процессов и ощущение того, что жизнь потеряла смысл.
Состояние пустоты, которое испытывают люди во время шуньята-семинара, прямо противоположно ощущениям недостаточности и бессмысленности. Оно ощущается как чувство всеобщей связи и единства, свободы, ясности и истинности своего существования. Это состояние не похоже на чувство
наполненности, хотя оно и находится в основании всех явлений жизни, но ощущений недостаточности или отсутствия ценностей нет. Пустота или Чистое Сознание Шуньята ощущается как чувство цельности, к которому не нужно ничего добавлять. Это ощущение безграничного расширения, в котором духовный сепаратизм полностью исчезает.
Если не обратить внимания на различные значения слова «пустота», то человек может запутаться, особенно тот, кто читал восточную философию или литературу многочисленных религий восточного мира. Можно было бы подумать, что мы говорим об одной и той же пустоте, с которой сталкиваемся, но
это не совсем так. По причине неточного толкования термина «пустота» в духовном развитии, многим Учителям приходилось исправлять неправильное понимание этого слова. Вот как прояснял это понятие Ошо Раджниш своим ученикам: «Пустота пустая в том смысле, что в вас ничего не останется своего, когда вы станете пустотой. Но пустота не пуста в том смысле, что в вас будет цельность. Пустота станет самым совершенным явлением свершения. Так что же мы должны делать? Если говорите «пустой», душа тут же подумает, что ничего нет; а раз ничего нет, то стоит ли о чем-нибудь беспокоиться? Если говорите, что это не пустота, а полное совершенство бытия, то душа тут же подготовится к амбициозному путешествию эго: как стать самым совершенным существом; и тогда на сцену выходит эго. Чтобы освободиться от эго, мы концентрируемся на слове «пустота». Но чтобы указать на то, что пустота на самом деле не пуста, мы также должны сказать, что она наполнена целостностью. Когда вы являетесь целостным существованием, она входит в вас.
Когда капля исчезает, она становится частью океана».
Из этих слов становится ясно, что пустоту нельзя воспринимать, как нечто пустое, но скорее как потенциальный источник всех возможностей. Чтобы избежать возможных ошибок, Хуай-Нень, знаменитый шестой патриарх, сказал: «Когда я говорю о пустоте, не думайте, что я думаю о
пустом... Безграничная пустота вселенной включает в себя бесконечное множество
форм, таких как солнце, луна, звёзды, а также божественные и дьявольские миры, океаны и горы... Пустота всё это содержит, а также всё это содержится в пустоте нашего бытия».
Ту же мысль, что Пустота не пуста, высказал Джон Вайлер, один из самых выдающихся физиков нашего времени: «Никакие знания не имеют такой важности, как тот факт, что пустое пространство не является пустым. Оно наполнено самой насыщенной физикой».
По поводу этого удивительного союза передовой науки и восточного мистицизма Далай-Лама говорит: «Я полностью убеждён, что западная наука и восточная философия должны объединиться, чтобы создать действительно полного и универсального человека в грядущем современном мире. Только таким образом мы сможем преодолеть настоящее состояние и стать полными и реализованными».
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать