Страх
- 2 мая
- 2587
Как правило, его появление в моей жизни следует за проявлением моей собственной правоты, самоуверенного, самовлюбленного взгляда на самого себя. Особенно мощные проявления страха сопровождают те случаи, когда я использую Знание для доказательства собственной правоты.
Страх давно стал для меня своеобразным союзником — необходимой обратной связью, свидетельствующей о мощном внутреннем рассогласовании, о попадании моего сознания в область иллюзии долженствования и ложной самоуверенности.
С физиологической точки зрения источником страха является нарушение целостности информационных систем, компонентом которых мы являемся. Чем больше нарушены горизонтальные и вертикальные связи между функциональными системами, являющимися самой сутью нашей природы, тем больше наш организм стремится к восстановлению и поддержанию этих связей, восстановлению целостности. Это стремление всегда сопровождается приливом энергии, тревожностью и активными действиями.
Чем больше выражено рассогласование совокупности функциональных систем, которыми мы являемся, тем больше выражена реакция тревожности, цель которой отвлечь наше внимание от воображаемой картины реальности и сфокусировать его на настоящем.
Однако тот страх, о котором мы будем говорить на уроке, является обстоятельством, которое не помогает нам, а скорее мешает жить полноценной жизнью.
Этот страх жизни является следствием фундаментального искажения нашего сознания — представления о том, что мы являемся независимыми от окружающего мира самостоятельными существами, имеющими свободу воли.
В нашем сознании существует картина воображаемой реальности, которой, по нашему мнению, «ДОЛЖЕН» соответствовать весь мир, включая людей, которые его населяют и нас самих. Иллюзия свободной воли рождает привязанность к переживаемым обстоятельствам и иллюзию контроля над жизнью.
По мере накопления жизненного опыта иллюзия контроля подвергается коррекции вследствие эпизодов существенного расхождения между ожидаемым и действительным. Всевозможные рационализации и объяснения, которыми мы охотно кормим собственный разум для сохранения иллюзии контроля и собственной правоты, рано или поздно оказываются неэффективны, когда мы сталкиваемся с наиболее глубокой переменой нашей собственной жизни или жизни близких нам людей — болезнью или смертью.
Момент знакомства со смертью создает глубочайший отпечаток в сознании человека, обычно приводя его к Страху всех страхов — страху смерти, от которого обычно человек стремится избавиться с помощью религии (это либо вера в жизнь после жизни, либо вера в науку и медицину как способ контроля и продления жизни). После такого знакомства с вечностью многие из нас подсознательно начинают убегать от новых жизненных ситуаций, перемен, стремятся к стабильности и комфорту, пытаясь и дальше контролировать свою жизнь, защищая ее от смерти. Интересно, что при этом люди не обращают внимание на то, что 100% стабильность — это отсутствие перемен, 100% комфорт — это отсутствие переживаний, по сути — состояние трупа. Убегая от смерти, люди умирают при жизни. Альтернативной стратегией бегства от смерти является стремление к чрезвычайно активным действиям, направленным на доказательство самому себе своей живости. Подобная стратегия не уменьшает страх, а является лишь очередной попыткой избежать смерти, и на деле притягивает ее.
Подсознательное стремление к защите соответствия воображаемого мира и реальности, частью которой мы являемся, лежит в основе формирования страха. Источником патологического страха является ложное самоотождествление с воображаемой реальностью, основанной на предыдущем опыте, а также на представлении о себе, как об изолированном, независимом существе, «заслужившем своей деятельностью «свое» место под солнцем, которое мы и боимся потерять.
Другими словами, страх, который мешает нам жить — это страх потери контроля, страх разоблачения, разотождествления с «одеждами», которые надело наше эго, это страх рассогласования желаемого и действительного, делающего нереальной воображаемую реальность.
По сути, страх, который мешает нам жить — это страх самого страха. В воображаемой картине реальности, с которой отождествлено наше эго, не находится места для страха самого по себе — и он закономерно возникает и захватывает все воображение, заставляя эго бежать от истины, всеми правдами и неправдами создавая себе препятствия и их преодоления с единственной целью — доказательства своего независимого волевого существования.
Наша психика, пораженная вирусом эгоизма, создает для эго целую цепочку волевой важности и героической значимости борьбы с жизнью за выживание, призванной одной целью утверждения существования эго. Парадоксальным образом бегство от страха усиливает его до такой степени, что иногда требуются специальные психоактивные вещества, чтобы этот страх погасить. Моя многолетняя практика показала, что суевериям, атакам паники подвержены не только «простые» люди, ищущие «духовный» путь бегства от страха смерти, но и закоренелые материалисты из спецслужб, криминальные авторитеты, политики и бизнесмены, — на первый взгляд, бесстрашные люди…
От страха не существует защиты. Страх — это естественный элемент жизни, необходимый для возвращения ее целостности, для сохранения ее информационного смысла. Попытка защищаться от страха усугубляет рассогласование информационных процессов. Отрицание неотъемлемой части жизни неминуемо приводит к усилению страха.
Познание страха, его принятие, способность принять честность, пройти через страх разоблачения, встретиться со страхом лицом к лицу, «наголо» — буквально необходимый шаг на пути к здоровью. Признанием факта, что не мы контролируем свою жизнь, а вышестоящие системы, мы обрекаем себя на дорогу в неизвестность, в которой мы больше никогда не сможем испытывать иллюзию контроля жизни...
Постепенное осознание в своей жизни иерархии функциональных систем
приводит к тотальному принятию, глубокой честности, искренности и
способности признать страх как нормальную, исцеляющую часть жизни.
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать