X

Хотите получать еженедельную рассылку с информацией о новых материалах и предстоящих событиях?

Подпишитесь на нашу рассылку прямо сейчас!

или через

Виолетта Матюшенко

Интервью с молодым хореографом из Харькова Виолеттой Матюшенко накануне ее интенсива по контемпорари денс в Тотем Арт Спейс. Не пропустив ни одного фестиваля импровизации "ПУШОК" в Киеве, Виолетта стала одной из любимых танцовщиц организаторов фестиваля. 

Виолетта Матюшенко:

- Я закончила народное отделение Училище культуры - 4 года и в принципе и сейчас еще могу что-то вспомнить из народно-классического репертуара, если нужно. Во время учебы для многих моих сокурсников, как и для меня, верхом желаний была работа в Ансамбле Вирского. В то время мне больше всего хотелось танцевать и реализовывать себя как танцовщицу. Но мне быстро пришлось отказаться от амбиций быть частью Ансамбля Вирского из-за моего низкого по их стандартам роста. Возможно, по этой причине еще в училище я начала искать другое применение себе и своему танцевальному образованию.

- Как и для многих танцоров моего возраста, наверное, толчком в современный танец для меня стала украинская версия телевизионного проекта "So you think you can dance". В Харькове в то время стали появляться студии контемпорари денс и одной из первых стала студия Елены Пуль. Однажды с тремя подругами из училища я попала к Лене на класс, мне это показалось интересным и весь мой вектор внимания к танцу переместился с народного танца в училище на занятия в студии. Именно там мы учились делать свои первые "перекаты" и зарабатывали первые синяки. Можно сказать, что в то время поменялось мое мировоззрение и отношение к танцу.

- После окончания училища, я поступила на заочку в Драгоманова и приблизительно в это время Лена создала свою школу PULS Dance, одной из участниц которой я была. Я начала вести занятия в школе и в свободное время мы очень много самостоятельно занимались импровизацией и исследованием движения. Было много идей и экспериментов, но постановочной деятельностью мы тогда не занимались. Больше внимания было сосредоточено на том, чтобы заработать себе на жизнь. Кроме того, это был первый год, когда нужно было привыкать к жизни в самостоятельном режиме: с одной стороны не нужно было ходить на ежедневные занятия в Училище, готовиться к чему-то, что-то сдавать, а с другой - нужно было развиваться и поддерживать себя в форме. И в связи с этим пришлось выработать в себе совершенно новые привычки.

- Именно в студии PULS я впервые начала заниматься импровизацией. Это были достаточно серьезные занятия, когда мы могли посвящать работе над одним заданием от 30 минут до часа. Меня это очень увлекало - поиск возможностей своего тела, умение осознавать его в пространстве и открывать в нем новое. Было удивительно, что люди с которыми мы учились в училище, быстро потеряли к этому интерес, а у меня просто "взрывало мозг" и я получала настоящее удовольствие от таких экспериментов. Мне казалось, что возможности тела безграничны и я не уставала этому удивляться.

- Мне одинаково интересно импровизировать самой и наблюдать за танцорами, которые импровизируют. Наблюдая за чужой импровизацией я, как мне кажется, работаю тем самым над своим опытом и своими знаниями. Всматриваясь в танец другого, я стараюсь прочитать инструменты, с которыми он работает и сделать для себя выводы воздействуют они на меня или нет, интересны они мне как зрителю или нет. Мне доставляет удовольствие наблюдать за естественными реакциями человека в танце, мне кажется это более свойственно импровизации, чем поставленному и отрепетированному танцу. В этом смысле откровением часто выглядят обычные бытовые движения, которые человек привычно и почти незаметно для себя делает в повседневной жизни, а здесь вдруг, повторяя их, переосмысливает и делает их частью своей осознанной сценической жизни. Неважное вдруг становится важным и приобретает новые качества.

- Мастер импровизации может транслировать свои идеи в пространство и далее в зрителя даже без осознания зрителем этого воздействия. Его тело начинает излучать мысли и они становятся частью Вселенной. К сожалению, если зритель закрыт к этому или настроен на другое, он может остаться разочарованным. Это тот самый случай, когда вся энергия исполнителя может остаться невостребованной.

- Мне нравится экспериментировать. Несмотря на то, что в современной украинской реальности хореографу приходится работать на трех работах, обучая современному танцу всех желающих, я стараюсь находить и в этой работе место для эксперимента. В частности, следуя необходимости снимать танцевальные видео для студии, где я работаю, мы с партнером решили уйти от банальной съемки комбинаций с разных ракурсов, а дать себе творческое импровизационное задание и сделать его выполнение главным содержанием видео. Мне кажется зрителя это должно заинтересовать.

- Сейчас мне очень хотелось бы чтобы вокруг была команда единомышленников, с которой можно начать реализовывать идеи, которые накопились у меня за последние годы. К сожалению, очень многое приходится откладывать и оно тонет в суете ежедневной рутинной работы. Мне пока не удается распланировать свою жизнь хотя бы на ближайшее время и следовать этому плану. Приступая к любой затее, сразу сталкиваюсь с тем, что нужны деньги и все заканчивается тем, что идешь их зарабатывать и весь энтузиазм сразу гаснет.

- Из проектов, которые я сама придумала и реализовала - фестиваль "Теплообмен" в Харькове. Он прошел уже два раза и второй раз был гораздо интереснее, чем первый. Я немного разобралась со своими мыслями и ожиданиями и старалась им следовать. В Харькове нет фестивалей подобного плана: его главная задача давать возможность обмениваться идеями, мыслями и знаниями. Это такая трехдневная лаборатория - погружение в танец. Это в нем главное, а не показ готовых работ на зрителя. В этом году фестиваль завершился "открытой сценой", где все могли презентовать свои наработки коллегам по танцевальному цеху и услышать их мнение.

- Когда я выхожу на сцену импровизировать, я стараюсь стать чистым листом - оставляю все мысли, намерения и заготовки позади себя. Все, что мне нужно, это открыться и начать черпать изнутри себя. Тогда люди это чувствуют и это откликается в них, как настоящее и самое ценное. Но, в любом случае, для меня показателем хорошей импровизации являются собственные ощущения - внутреннего комфорта, спокойствия и следования внутренним импульсам. Это случается только тогда, когда удается полностью открыться зрителю, отпустить страх и дать возможность себе проявится в пространстве. В этом смысле, мне кажется, импровизации в репетиционном зале наедине с самим собой обычно получаются ценнее и интереснее.

Источник: http://zelyonka-fest.org/