X

Хотите получать еженедельную рассылку с информацией о новых материалах и предстоящих событиях?

Подпишитесь на нашу рассылку прямо сейчас!

или через

Что такое Экадаши

Эка́даши (санскр. — «одиннадцать») — одиннадцатый день (титхи) после полнолуния и новолуния каждого лунного месяца в индуистском календаре. В индуизме и джайнизме дни экадаши считаются особо благоприятными для совершения аскезы или епитимьи. Индуисты в дни экадаши постятся либо полностью, либо только от зернобобовых продуктов. Особо важное духовное значение экадаши имеет в вайшнавизме.

Значение

В день экадаши индуисты воздерживаются от употребления в пищу зерновых и бобовых и прикладывают особые усилия в духовной практике. Последователи индуизма полагают, что совершение духовных аскез в дни экадаши помогают душе достичь освобождения из цикла рождения и смерти. Помимо этого, экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане. Так, аюрведическая медицина советует поститься, чтобы сохранить и улучшить здоровье. Как древние мудрецы, так и современные биологи подтверждают, что пост развивает человека физически и умственно. Говорится, что пост в экадаши предупреждает и излечивает многие болезни, а также целесообразен с экономической точки зрения: свершение поста два раза в месяц способно сохранить огромное количество пищи.

Соблюдение экадаши является одной из установленных ведическими писаниями очищающих церемоний, созданных для того, чтобы человек мог духовно возвыситься. Последователи различных направлений индуизма свершают этот пост также с целью обрести милость Бога и освободиться из иллюзии материального существования. Говорится, что сила экадаши так велика, что постоянное соблюдение поста в эти дни может привести к освобождению индивудуума из цикла сансары. Поэтому экадаши иногда называют «лучшей из всех возможностей».

Правила соблюдения экадаши

Наилучший пост в экадаши — это полное воздержание от еды и питья. Тому, для кого это непосильно, рекомендуется есть только пищу несодержащую зерна или бобовых и желательно один раз после полудня. Эта пища называется накта (ужин). Она может состоять из любых корнеплодов кроме свеклы; фруктов, воды, молочных продуктов, орехов, сахара и всех овощей кроме грибов. В экадаши нужно стараться пить и есть не больше одного раза. В одном из текстов индуизма Кришна говорит Арджуне, что тот, кто полностью постится в экадаши, получит награду полностью, а тот, кто ест накту — получит только половину.

Чтобы получить полное духовное благо от соблюдения поста, следует избегать благодневного сна, бритья, растирания маслом, употребления орехов бетеля, принятия пищи из бронзовой посуды, прикосновения к женщине в период её менструации, общения с пьяницами, ткачами и прачками. При употреблении пищи, помимо зерновых и бобовых также следует избегать: шпината, мёда, баклажанов, асафетиды и морской соли (другие виды соли, такие как поваренная соль, допустимы), а также принятие пищи в чужих домах. Принимать гомеопатические лекарства в день экадаши могут только больные. Тот, кто не в состоянии поститься из-за серьёзной болезни или преклонного возраста, должен найти особо духовного человека и пожертвовать ему что-то. Также он может просто слушать или читать о значении каждого экадаши. Эта практика рекомендуется как один из методов достижения полного результата поста.

Если экадаши случайно не был соблюдён, можно провести его на следующий день — двадаши и прервать пост на третий день — трайодаши. Если в лунном календаре экадаши совпадает с дашами — десятым лунным днём, то нет необходимости ограничивать себя постом, но если он совпадает с двадаши — двенадцатым днём луны, то такой экадаши называется «чистым экадаши» или махадвадаши и его рекомендуется строго соблюдать. Махадвадаши обычно также называют экадашами.

После соблюдения экадаши, необходимо прервать пост в течение 2,5 часов после восхода солнца на следующий день, в двадаши. Согласно индуистским писаниям, каждый, кому больше пяти лет, должен соблюдать пост в экадаши.

Блага, получаемые от поста в дни экадаши

В писаниях индуизма говорится, что дающий милостыню в первый день при полной луне, получает награду в 100 000 раз больше, чем от обычного пожертвования, а тот, кто даёт милостыню в день санкранти (равноденствия) получает благо в 400 000 раз больше обычного результата. Однако же, просто соблюдая пост в экадаши, человек достигает всех этих благих результатов. Так же сказано, что пост в экадаши даёт тот же результат, что и посещение святого места паломничества Курукшетры во время солнечного или лунного затмения. Кроме того, человек, соблюдающий полный пост в экадаши, достигает блага, в сто раз большего, чем от совершения ашвамедха-ягьи. Более того, тот, кто хоть однажды совершенным образом постился в экадаши, заслуживает того же, что и кормящий 1 000 нищих каждый день в течение 60 000 лет. Человек, один раз правильно соблюдающий экадаши, получает благо в десять раз превышающее благо от раздачи 1 000 коров брахманам, превосходно знающих Веды. Следует заметить, что человеку, накормившему одного брахмачари, воздаётся в десять раз больше, чем накормившему в своём доме десять хороших брахманов. Но тот, кто дарует землю нуждающемуся и благочестивому брахману, достигает в 1 000 раз большего, чем накормивший брахмачари, и в 1 000 раз больше этого благо от выдачи чистой девушки замуж за молодого, хорошо образованного и порядочного человека. Но в 10-ть раз более благоприятнее этого — правильное воспитание детей и наставление в их духовном пути, без ожидания какой-либо награды. Однако же, в 10-ть раз лучше, чем это, давать хлеб голодному. То есть благо от соблюдения полного поста в экадаши просто невозможно измерить или с чем-либо сравнить.

Список экадаши

В таблице представлены названия всех экадаши и период в году, на который они выпадают:

Экадаши

Ведический месяц

Месяц по Юлианскому календарю

Сапхала экадаши

Пауша кришна-пакша

Декабрь — Январь

Путрада экадаши

Пауша шукла-пакша

Декабрь — Январь

Шат-тила экадаши

Магха кришна-пакша

Январь — Февраль

Бхайми экадаши

Магха шукла-пакша

Январь — Февраль

Вайкунтха экадаши

Пхалгун кришна-пакша

Февраль — Март

Амалаки экадаши

Пхалгун шукла-пакша

Февраль — Март

Папамочани экадаши

Чайтра кришна-пакша

Март — Апрель

Камада экадаши

Чайтра шукла-пакша

Март — Апрель

Варутхини экадаши

Вайшакх кришна-пакша

Апрель — Май

Мохини экадаши

Вайшакх шукла-пакша

Апрель — Май

Апара экадаши

Джьештха кришна-пакша

Май — Июнь

Пандава экадаши

Джьештха шукла-пакша

Май — Июнь

Йогини экадаши

Ашад кришна-пакша

Июнь — Июль

Шаяни экадаши

Ашад шукла-пакша

Июнь — Июль

Камика экадаши

Шраван кришна-пакша

Июль — Август

Павитропана экадаши

Шраван шукла-пакша

Июль — Август

Ананда экадаши

Бхадрапад кришна-пакша

Август — Сентябрь

Паршва экадаши

Бхадрапад шукла-пакша

Август — Сентябрь

Индира экадаши

Ашвин кришна-пакша

Сентябрь — Октябрь

Падмини экадаши

Пурушоттам шукла-пакша

-

Парама экадаши

Пурушоттам кришна-пакша

-

Пашанкуша экадаши

Ашвин шукла-пакша

Сентябрь — Октябрь

Рама экадаши

Картик кришна-пакша

Октябрь — Ноябрь

Уттхана экадаши

Картик шукла-пакша

Октябрь — Ноябрь

Утпанна экадаши

Маргаширша кришна-пакша

Ноябрь — Декабрь

Мокшада экадаши

Маргаширша шукла-пакша

Ноябрь — Декабрь

Пураническая история Амбариши и Дурвасы

В «Бхагавата-пуране» описывается связанная с экадаши история ведического риши Дурвасы и великого вайшнава махараджи Амбариши.

У сына Ману Набхаги был сын Амбариша — очень могущественный и прославленный царь. Хотя Амбариша правил всем миром, он не считал своё богатство вечным, и осознавая, что все материальные блага ведут лишь к падению и продлевают материальное существование, не был привязан к ним. Все свои чувства и ум он занял служением Кришне. Поскольку Амбариша был императором и обладал несметными богатствами, он поклонялся Кришне с великой пышностью, и несмотря на своё богатство не был привязан к жене, детям и царству. Он не стремился даже к освобождению.

Однажды Амбариша поклонялся Кришне во Вриндаване, соблюдая обет экадаши. На следующий день после экадаши, Амбариша собрался было прервать пост, как в его дом пожаловал гость — великий йог-мистик Дурваса. Амбариша достойно принял Дурвасу и предложил ему отобедать. Согласившись, Дурваса пошёл к реке Ямуне, чтобы совершить дневное омовение. Там он погрузился в медитацию и долго не возвращался. Амбариша, видя, что время для прерывания поста экадаши вот-вот истечёт, последовал совету учёных брахманов и завершил пост выпив немного воды. Дурваса, обладавший мистическими способностями, понял, что произошло, и страшно рассердился. Вернувшись, он стал сурово отчитывать Амбаришу, однако этого ему показалось недостаточно, и тогда из своего волоса он сотворил огромного демона, подобного всепожирающему огню. Тут Кришна, чтобы спасти своего преданного, послал к месту происшествия свой диск, Сударшану-чакру, который тут же уничтожил огненного демона и устремился к оскорбившему Амбаришу Дурвасе. Дурваса попытался скрыться на Брахмалоке, Шивалоке и других высших планетах, но так и не смог защититься от гнева Сударшаны-чакры. В конце концов он добрался до духовного мира Вайкунтхи и припал к стопам Нараяны, который сообщил ему, что не в состоянии простить того, кто оскорбил вайшнава. Прощение за такой грех человек должен просить у самого вайшнава, которого он оскорбил. Поэтому Нараяна посоветовал Дурвасе вернуться к Амбарише и попросить у него прощения, что тот и сделал.

ru.wikipedia.org


Комментарии