Наваратри - девять дней Божественной матери.
- 25 сентября
- 20910
Наваратри считается одним из важнейших Ведических праздников. Наваратри называют также днями Божественной матери.
Божественная Мать - это Мать всего мироздания, а мы все (всё человечество) - её дети. Всё то величие, которое есть в Абсолюте, мы можем видеть в матери; верующие ищут у Бога защиты и покровительства как у матери. Мать-Природа (Пракрити*, Прана) - это созидающая, материальная сторона творения.
Изначальная Богиня, Изначальная Сила (адья-шакти), из которой произошло все сущее. Она имеет множество имен, аспектов и форм. В религиях разных стран и в разные века Ей поклоняются, обращаясь к различным Ее аспектам и формам. Великолепное описание Шакти как Изначальной Сущности содержится в Дэви-Махатмьям (Величие Богини). В диалоге с царем, мудрец (риши) раскрывает знание о Великой Шакти. Он говорит: Она сотворяет все в этой вселенной, как подвижное, так и неподвижное. Если Она благосклонна, то для людей Она становится Подательницей даров и окончательного Освобождения. Она - высшее знание. Причина окончательного освобождения, Вечная; Она также и причина пут перевоплощения. Она - Верховная над всеми богами. И вновь, царь вопрошает мудреца: Уважаемый господин, кто та Дэви (Богиня), которую ты называешь Махамайя? Как Она произошла, какова сфера Ее деятельности, о брахман? Что составляет Ее природу? Какова Ее форма? От куда Она произошла? Все это я хочу услышать от тебя, о высший из знающих Брахмана (Абсолют). Риши ответил: Она вечна. Она воплощена как вселенная. Она наполняет Собой все это. Тем не менее. Она воплощается разнообразно, - услышь об этом от меня. Когда Она проявляет Себя, чтобы исполнить цели богов, то говорят, что Она родилась в этом мире, хотя, на самом деле, она вечна... (Дэви-Махатмьям 1, 56-66). |
Божественная Мать выполняет все функции во вселенной. Чтобы постичь Ее истинную природу, необходимо принять все проявления жизни и смерти как проявления Ее неиссякаемой сущности полной блаженства и покоя. Сам Господь Брахма, творец этого мира, обращается к Ней с такими словами:
Тобой рождена вся эта вселенная. Тобой сотворен этот мир. Тобой он поддерживается, о Богиня (Дэви), и Ты всегда пожираешь его в конце. О Ты, имеющая Своей формой весь этот мир, во время творения - Ты проявляешься в виде творческой Силы, во время поддержания - Ты проявляешься в виде Силы поддержания, и во время растворения - Ты проявляешься в виде разрушительной Силы. Ты - высшее знание, также как и великое заблуждение, великий разум и созерцание, также как и великая иллюзия, великая Богиня (Дэви), также как и великая демоница (Асури).
Праздник начинается в первый день лунного месяца Ашвин и продолжается девять дней — отсюда Девять ночей осени, во время которых почитается Божественная Мать, или Богиня (Дэви). Божественная Мать предстает Одним единым целым, но она почитается в трех формах — как Дурга, как Лакшми и как Сарасвати. Божественная Мать является Матерью всего мироздания, а все люди признаются ее детьми.
В течение первых трех дней Наваратри делается акцент на удалении более грубых, поверхностных препятствий с помощью Богини Дурги. Сердце человека загрязнено гневом, жадностью, ненавистью, страстью (вожделением), гордостью, ревностью и тому подобным. Эти «захватчики» сердца должны быть устранены, а сердце очищено. Дурга предстает богиней-воительницей, которая находится в постоянном противоборстве со злом.В течение следующих трех дней Наваратри почитается та же самая Дэви в Ее созидательном аспекте — Богиня Лакшми. Стоящая на расцветшем лотосе и держащая цветы лотоса в руках, Лакшми символизирует раскрытие. Она является воплощением мягкости, гармонии и совершенства, и человек познает Ее благосклонность в виде материального и духовного успеха и процветания. Лакшми поддерживает и питает созидательное выражение души. Дурга уничтожает ветхие останки старых пороков — Лакшми дает добродетели. Дурга выполняет хирургическую операцию, удаляя больную часть ума, — Лакшми выполняет заживление.
Последние три ночи Наваратри посвящены почитанию Богини Сарасвати, которая дарует мудрость. Сарасвати приходит, чтобы сделать нас просветленными, показывая нам скрытое: непроявленные силы и потенциальное богатство души. Сарасвати — Богиня Мудрости — позволяет нам идти вне преград нашего эго и испытать трансцендентное измерение. Творческие способности начинают разворачиваться. Сарасвати уничтожает невежество и показывает сияние и величие сознания. Кульминационный момент почитания Дэви — достижение реализации «Я» — символизируется празднованием Виджайа-Дашами, празднованием окончательной победы Дэви над всеми демонами в десятый день Наваратри.
Что делать в эти дни? Рекомендуется читать Дэви-махатмья ("Величание Богини"), либо можно читать только гимны (стотры) из Дэви-махатмья: "Твам Сваха, Твам Свадха...", "Йа Дэви сарвабхутешу..."Дэвйа йайа татам идам джагадатма-шактйа..." и "Дэви прапаннартихаре прасида...". Важнейшей стотрой считается Апараджита-Дэви-стути ("Гимн Непобедимой Богине"): "ЙА ДЭВИ САРВАБХУТЕШУ..."
Если кто-то, будучи не в состоянии прочесть во славу Великой Богини всю ДМ даже за 10 дней праздника, будет читать ежедневно с верой и преданностью только этот гимн, то получит заслугу чтения всей ДМ.
Второй важной частью почитания Богини в Наваратри является ежедневная джапа наварна-мантры (девятислоговой мантры) oM aiM hrIM klIM cAmuNDAyai vicce. Можно читать мантру по четкам определенное (по личному обету) число (нечетное) "кругов" (один "круг" - 108 раз) трижды в день - утром, в полдень и вечером.
Третьей частью ритуальной садханы в Наваратри является, совершение внешнего почитания (пуджи). В первый день праздника с утра нужно выразить (своими словами или читая соответствующую санскритскую формулу) санкальпу - намерение совершить праздник и перечислить (даем обет), что намеренны сделать в течение Наваратри для удовлетворения Богини. Потом совершаем положенную пуджу так, как можем, повторяет наварна-мантру и читает ДМ и/или другие гимны прославления (стотры).
Если нет возможности совершать пуджу трижды в день, то можно ограничиться только утренней и вечерней пуджами, либо одной только вечерней, считающейся наиболее важной.
При отсутствии возможности всю пуджу можно свести к возжиганию лампадки и воскурению благовоний перед образом или символом (янтрой, калашей и др.) Богини, поднесению цветов (наличие красных - обязательно) и найведьи (подношения пищи - фруктов, сладостей и др.).
Последнюю ночь после вечерней пуджи можно провесит без сна, прославляя Богиню и медитируя на уничтожение зла и всего негативного в себе самих. В полдень Виджая Дашами, завершающего дня праздника, совершается пуджа, поются бхаджаны, слушают лекции по ДМ и Дэвибхагавата-пуране, проводися хома (огненное жертвоприношении). Хома может совершаться хоть ежедневно, но если она не была совершена до этого, то совершается именно в Виджая Дашами.
В течение всех дней праздника рекомендуется воздерживаются от секса, употребления мяса, рыбы, вина, курения, посещения увеселительных светских заведений и др. Ищущие возвращаются к своему Источнику, своей истинной природе через пост, молитву, молчание и медитацию. Ночь еще называется словом "ратри", потому что она приносит обновление. Это укрепляет три уровня нашего существования - физический, тонкий и уровень интеллекта, логики. Во время поста тело освобождается от токсинов, молчание очищает речь и дает отдых болтающему уму, а медитация ведет нас глубоко внутрь себя.
Эти девять дней Наваратри являются также возможностью одержать верх над тремя основными качествами, составляющими вселенную - тремя гунами, выйти за их пределы. Вся наша жизнь управляется тремя гунами, мы редко осознаем и думаем об этом. Первые три дня Наваратри относятся к гуне Тамас, следующие три дня относятся к гуне Раджас и последние три дня - к гуне Саттва. Когда в жизни доминирует Саттва гуна, приходит победа, успех.
Почитание сути этого знания выражается в праздновании десятого дня Наваратри как празднование победы добра над злом.
Праздник Наваратри является символическим процессом трансформации человека на пути самосовершенствования, высшей ступенью которого является реализация его Божественной природы. Наваратри, время самоосознания и очищения, традиционно является благоприятным периодом времени для новых дел и начинаний.
Принятие того, что Божественность присутствует в каждой форме и в каждом имени, независимо от почитаемых нами религий и богов - это и есть празднование Наваратри.
Похожие статьи
Что стоит держать в тайне
- 25 октября
- 2866
Этот мир требует сбалансированности, а потому мудрецы предупреждают нас о том, что есть некоторые вещи, которые все же лучше всего держать в тайне.
«Вы спите, и вам снится борщ»
- 16 октября
- 2734
Интервью с любимым тибетским монахом нейробиологом Мингьюром Ринпоче о неправильном понимании медитации.
10 правил буддиста, которые стоить перенять всем
- 18 сентября
- 2917
Зачем изобретать велосипед, если давным-давно известно, как нужно жить правильно.
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать