Аспект Тени
- 31 января
- 2472
Тень – это аспект нашего отделенного «я», по какой-то причине вытесняемый и проецируемый вовне на «другого». «Другой» на самом деле – не что иное, как отражение отделенного я. Мы сражаемся со своими тенями и цепляемся за них. Сражение с тенью – это подавление своей негативной черты, сопровождающееся сильным отвращением к тем, кто ею обладает. Цепляние за тень – это подавление своей положительной черты и последующее сильное притяжение к тем, кто ею обладает. Мы углубимся в детали о том, что такое тень, как ее определить и как с ней работать. Но сначала давайте разберемся с самыми распространенными вопросами, которые возникают на этом этапе.
Если тени– это просто проявление нас самих, зачем вообще говорить о них? И углубляться в детали? Почему бы просто не продолжить узнавать присутствующую осознанность и видеть все проявления неотделимыми от осознанности? Надеюсь, вы увидите ответ на этот вопрос в этой статье.
Есть хорошая и плохая новости о тени и работе с тенью. Хорошая новость состоит в том, что «тень», которая впервые была использована как термин Карлом Юнгом, – это одно из самых великих открытий западной психологии. Признание тени открывает новый уровень свободы, который можно оценить, только прожив его. Плохая же новость состоит в том, что многие духовные учения с восточным влиянием (включая Буддизм и недуальные учения) полностью игнорируют аспект тени. И это не просто маленькое упущение. На самом деле в результате этого появляются духовные учителя, которые утверждают, что свободны от «эго», и в то же время сражаются или цепляются за свою собственную тень. Эта зашоренность потом передается их ученикам как вирус.
Мы все слышали истории о гуру, которые говорят из ясности и мудрости, но вместе с тем находятся в конфликте со своими близкими или даже изолированы от семьи и друзей.Такие гуру защищают свое собственное учение или линию передачи и нападают на других, переходя на личности, как будто их видение единственно правильное; они сексуально домогаются своих юных учеников; они постоянно указывают на агрессию, эгоизм и стремление всё контролировать в других, не замечая этих качеств в себе. Многое из этого исходит из не-осознания и не-признания своей тени. Передо мной возникало много теней, поэтому я об этом и говорю.
Есть старая буддийская история о круге буддистских учителей, которые ежегодно встречались и обсуждали свою жизнь, учения и студентов. Каждый год они исправно извещали друг друга, что всё хорошо, вот только многие их них были в конфликте с окружающими. И каждый год они медитировали еще дольше, веря, что если провести больше времени на коврике для медитаций, то это разрешит все их конфликты. Но каждый следующий год они снова собирались вместе, чтобы признать, что все эти часы медитаций не помогли им с конфликтами. Эти учителя игнорировали свои тени. Так как Буддизм (включая Дзен), Адвайта Веданта и многие другие духовные учения – восточно-ориентированы, для многих эта история стала былью. Как ни странно, в стремлении утвердиться в «не-я» аспекты «эго» могут зависать годами.
В порыве провозгласить, что «всё едино» или «я – осознанность», мы иногда только укрепляем разделенность, игнорируя тень. Тени спрятаны. Они не проявляются очевидно и открыто в свете осознанности. Они непознанные, невидимые, подавленные аспекты нашего «я». Будь они открытыми и очевидными, их можно было бы просто узнать, осознавая и замечая мысли, возникающие и растворяющиеся в свете осознанности. В результате этого медитация, исследование, расслабление в осознанности, узнавание вне-концептуального присутствия, центрированная молитва, учения прямого пути, нео- и традиционная адвайта, випассана и другие восточные духовные практики и методы выражения, созданные с целью указать на прямое переживание присутствия, не затрагивают тень. Они не предназначены для работы с тенью. Восточные учения имеют дело только с недуальной осознанностью, а не с относительными историями «эго». К сожалению, именно потому, что они не затрагивают аспект тени, в восточной традиции многие учителя и ученики в конце концов так и продолжают сражаться со своей тенью или цепляться за неё, совершенно не понимая причины этого.
Тени – это то, что мы не любим рассказывать о себе. Тем не менее, это всё равно есть в нас, даже если мы этого не видим. Зато это видят окружающие. Но сами-то мы не замечаем этого в себе. Это наши слепые пятна. Мы выталкиваем из себя эти непринятые черты и находим их в «других». Именно поэтому тень часто называют «вытесненным я». Кажется, что проблема в ком-то другом, но на самом деле это «моя» проблема, это вытесненная и проецируемая вовне часть меня.
Важно подчеркнуть, что пока мы вытесняем часть себя «вовне» и воспринимаем это как чужие черты и эмоции, никакое наблюдение не поможет. Нам кажется, что эти черты принадлежат другим, тогда как они – скрытые части отделенного я. Это части, которые мы презираем, которых стыдимся, которые мы вытесняем по разным причинам. Вы можете кричать, что нет никакого «я», миллионы лет, но все равно пропустите слепые зоны. Мы несем эти тени с собой в «просветление».
Джон Уэлвуд приводит хорошее определение тени в своей книге «Путь к Психологии Пробуждения»:
Сфокусированное мышление избирательно подчеркивает некоторые аспекты переживаемого, игнорируя другие, тем самым оставляя в тени эти обделенные вниманием аспекты. Тень – это зеркальное отражение того, на чем сфокусировано внимание. Предпочтение какой-либо части вместо целого приводит к противоположной тенденции, что является частью стремления к уравновешиванию.
Вот некоторые примеры противоположностей, которые могут стать тенью. Есть так же много других. Любая противоположность может стать тенью.
Подлый – милый
Контролирующий – не контролирующий
Жадный – щедрый
Веселый – грустный
Успешный – неудачник
Давайте придерживаться термина Уэлвуда «фокусное внимание». Отделенное «я» – это набор дуальных убеждений, например, «Я хороший», «Я жертва», «В моей жизни чего-то не хватает», «Я успешный телеведущий» или «Я несчастлив». Это всего лишь игра противоположностей. Мы фокусируемся на определенных чертах, убеждениях, идентичностях, чувствах, при этом отрицая или игнорируя другие. Например, чтобы поддерживать убеждение о себе как о «хорошем человеке», вы подавляете черты, мысли, поведение «подлого» себя. Вам приходится игнорировать их, рационализировать, отрицать, подавлять и не замечать их.
Например, чтобы быть духовными, люди вытесняют черты, чувства и убеждения, не соответствующие критерию «духовности». Тем, кто гордится отсутствием в себе стремления к контролю, приходится упорно не замечать контролирующий голос внутри. Те же, кто видит себя щедрыми, часто подавляют в себе черту жадности.
Акцентируя внимание на одной паре противоположностей, создавая из этого некий образ себя, мы подавляем, отрицаем и вытесняем другую сторону себя, которая никуда не девается, но уходит в тень. Подавление – это просто-напросто самообман. Противоположности взаимозависимы, это две стороны одной монеты. Они не существуют друг без друга. Вы не можете разделить их, разве что притвориться, но это ведь просто самообман. Можно подавлять или отрицать одну из сторон, но отделить её от другой нельзя. Теневая сторона всегда возникает вместе с «приемлемой». Вдруг вы, «хороший человек», например, начинаете замечать всех подлецов в мире: грубого менеджера в магазине, своего мужа, который кажется таким бесчувственным;начальника, который слова доброго никому не скажет.
Но мы – не наши убеждения. Наша подлинная идентичность не ограничена лишь одной из противоположностей, не зависает ни в «милости», ни в «подлости». Хотя, может быть, приятно утверждать свою идентичность в некоем дуальном убеждении или черте, но наша истинная природа – осознанность. Узнавание осознанности – это не про комфорт. Это про то, чтобы видеть, что на самом деле есть в настоящий момент. Осознанность – это пространство переживаемого, в котором все противоположности нераздельно возникают и растворяются.
Проверьте это на себе прямо сейчас. Неважно,что вы себе рассказываете, это все равно проявляется в пространстве осознания. Если вы говорите: «Я контролирующий», здесь все еще есть осознание этого убеждения, которое видит историю возникновения объекта со своей перспективы. Противоположная история «Я не контролирующий» так же возникает с этой перспективы. Эти истории равнозначны, как проявления в пространстве осознанности.
Мы находимся в конфликте с воображаемыми «другими», выбирая одно убеждение вместо другого и цепляясь за выбранную сторону как за свою идентичность. С этой точки зрения возникающие объекты не видятся равнозначными. Выбираемой стороне уделяется гораздо больше внимания. Как утверждает Уэлвуд, «тень – это зеркальное отражение того, на чем сфокусировано внимание…предпочтение какой-либо части вместо целого приводит к противоположной тенденции». «Другой», с которым ты в конфликте– это просто твоя тень, которая везде следует за тобой, в любых отношениях.
3-2-1 Работа с тенью
Скотт Киллоби имеет разрешение использовать разработанный интегральным институтом процесс «3-2-1 Работа с тенью». Это потрясающе мощный метод. Он состоит из трех частей:
- Обнаружение тени
- Диалог с тенью
- Признание тени [...]
Статья полностью: http://9journal.com.ua/
Автор: Скотт Киллоби
© Перевод Анни Петросян
Похожие статьи
Осенняя хандра. Миф и разоблачение
- 9 октября
- 1886
…И с каждой осенью я расцветаю вновь. (Александр Пушкин)
Личная независимость и свобода выбора!
- 4 марта
- 3013
Вселенная ценит нашу свободу больше, чем мы сами. До некоторых пор...
Про гармонию и взаимоотношения
- 13 февраля
- 2641
Вся наша жизнь состоит из взаимоотношений. И если в них нет гармонии, то едва ли нашу жизнь можно назвать счастливой.
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать