Медитация: в силе концентрации источник жизни!
- 23 марта
- 3597
Я всегда изначально говорю людям о том, что Медитации нельзя научиться, можно освоить Дхарану (концентрацию), а медитация случится сама!!! Это очень важно понимать! Например, – многие считают, что повторение мантры «Ом» и фиксация внимания на Аджне-чакре и т.д и т.п. – это и есть медитация. Нет, это Дхарана, ваша подготовка к медитации, которая случится сама, как только вы в совершенстве овладеете концентрацией.
Жизнь, как вода, набранная в горсть. Ее течение нельзя остановить. Приходится наслаждаться тем, что имеем.
В «Йога-сутрах» Патанджали дается хорошее определение тому, что такое йога: «Йога есть способность направлять свой разум исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь. Объект может быть как внешним, так и внутренним».Исходя из этого, можно сделать вывод, что успех йоги лежит в овладении концентрацией.
Что такое дхарана?
1. Это фиксация сознания (внимания) на внешнем объекте или внутренней точке.
2. Это фиксация, полное внимание разума, направленное на какой-либо объект или мысль.
3. Способность сосредоточения или твердый контроль над чувствами и умом.
4. Это сугубо метальный процесс.
5. Это сила ума: как карандаш нужно наточить, чтобы он был острым,
чтобы писать, а нож должен быть острым, чтобы резать, наш ум должен быть
острым, чтобы быть гениальным, но отстраненным от чувств. Сильный ум
способен выполнять собственные решения, слабый: решает одно, выполняет
другое.
6. Это овладение силой мысли.
7. Это когда внешнее и внутреннее равно форме собственной истинной природы.
8. Это средство, позволяющее справляться с психологическим стрессом.
9. Это возможность контроля над тонкими способностями, переживаниями и выражениями ума.
10. Это не просто способность перестать думать, но умение перенести
свое внимание, свое осознание туда, где большинство способностей тела и
ума функционируют вместе.
В «Хатха-йога Прадипика» сказано: «Если вы
концентрируете свое внимание на одной точке в течение 12 секунд – это
Дхарана. 12 Дхаран – это Дхьяна (медитация). 12 Дхьян – это Самадхи».
На санскрите слово Дхарана происходит от корня «дхри» означающего
«фундамент» или «основа». Таким образом, можно сказать, что Дхарана –
это фундамент успешной практики.
Если вы понаблюдаете за своим
умом, осознаете, что он вряд ли останавливается на одном объекте более,
чем на несколько секунд. Как правило в течении каждых 6-10 сек., ум
меняет свой фокус внимания. Поэтому осознанная двенадцати секундная
фиксация на одном объекте, это уже маленький подвиг и победа, которые
стоит повторять и продолжать, для того чтобы Медитация случилась с вами.
Пример естественной Дхараны
Самый простой пример – это влюбленные, которые долгое время и внешне и
внутренне могут сосредотачиваться и удерживать образ друг друга в уме.
Порой эта фиксация внимания держится длительное время.
У автора
«Рамаяны» Валмики была жена, которую он очень любил. Однажды она уехала в
соседнюю деревню к родителям, а он так заскучал по ней, что не смотря
на сильный ураган, пошел навестить ее. Дождь хлестал его по щекам,
деревья валились и он был на волоске от собственной гибели, но желание
увидеть любимую, было куда сильнее страха. Когда он пришел к своей
красавице-жене, она внимательно посмотрела на него, обняла и произнесла:
«Если бы ты так же, как меня хотел увидеть Бога, ты бы давно стал
просветлённым!».
Во время Дхараны утрачивается понятие времени и остается только осознание пространства.
О силе концентрации в истории Махабхараты
Когда Ачарья Дрона обучал принцев Пандавов и Кауравов стрельбе из лука, он просил своих учеников по очереди выходить вперед, чтобы увидеть маленькую глиняную птичку, которую он поместил на ветке у вершины дерева, и пустить стрелу в её глаз. Когда каждый из принцев выходил вперед, Дрона задавал всем один и тот же вопрос: «что ты видишь?». Первый принц ответил: «Я Вижу лес, небо, дерево, листья, ветки, птичку». Учитель сказал: «Опусти свой лук». Второй принц ответил: «Я вижу дерево, листья, ветку и птичку». Дрона также попросил опустить лук. Ни один из учеников не мог понять учение Гуру. Наконец, пришла очередь Арджуны. Дрона спросил и его: «что ты видишь?» И он ответил: «Я вижу глаз птички». Гуру спросил: «Разве ты не видишь листья дерева, ветку, на которой она сидит?». «Нет, – ответил Арджуна. – Я вижу только её глаз и больше ничего». «Ты даже не видишь крылья или голову птички?» – не унимался Дрона. «Нет, только её глаз, – настаивал ученик. «Ты овладел моим учением», – сказал довольный учитель.
Дхарана – это состояние,
в котором ум полностью сфокусирован на одной точке. Оно может наступать
только на несколько секунд после длительной практики. Для того, чтобы в
совершенстве овладеть дхараной и дхьяной, необходимо тренировать свои
чувства, ум, а также ментальные способности, когда и где они
проявляются.
Развитие Дхараны
1. Развивая внимание вы будете развивать силу концентрации.
2. Сохраняйте душевный покой и ваш ум не будет метаться.
3. Не предавайтесь апатии или депрессии.
4. Практикуя концентрацию не меняйте позу, место и практики, а также используемую в это время одежду.
5. Практикуйте брахмачари (воздержание) и на деле и в мыслях.
6. Делайте каждый день пранаямы (дыхательные упражнения), успокаивающие ваш ум.
7. Снизьте свою дневную активность и погружайтесь в тишину, практикуя молчание.
8. Работайте с гневом. Наблюдайте и осознавайте его первопричину.
9. Практикуйте джапа-мантру.
10. Ежедневная практика – залог успеха!
На чем концентрировать внимание или методы Дхараны
Таким методом мы называем концентрацию на внешнем или внутреннем образе, который можно менять в зависимости от уровня практики. Удержание внимание в одной точке также называется тратакой.
1. На божественном образе. Мы можем начинать концентрацию на видимом образе (фотография, рисунок, статуя) божества и, закрывая глаза, продолжать держать образ в памяти.
2. Черная точка на стене. Также точку мы можем заменить свечой, луной, звездой и т.д.
3. На мантре Ом в Аджна чакре.
4. На божественных качествах (например, на милосердии, сострадании, любви).
5. На движущиеся и меняющие положение «чистые» объекты: вода, небо и облака.
6. На различных звуках. Это может быть пение соловья, звон колоколов, звук водопада. Также это могут быть внутренние звуки (например, Брамари-пранаяма – имитация звука жужжания пчелы). Или звуки механические: тиканье часов.
7. Вы можете также попробовать тантрическую медитацию: смотреть через зеркало в свой межбровный центр. Подобная медитация может вызвать появление различных образов. Поэтому не рекомендуется ее делать людям со слабым умом.
8. Концентрация на салиграме или кристаллах. Кристаллы хранят многовековую информацию и энергию мироздания.
9. На дыхании с мантрой Со-Хам (я есть то).
10. На пустоте.
Ом Тат Сат!
Похожие статьи
ПАЙЛОТ БАБАДЖИ: “СМЕРТЬ ЗАБУДЕТ ОБО МНЕ”
- 8 февраля
- 8019
Самадхи – это выход из всего. В самадхи растворяются границы между личностью и оболочкой, стираются грани между вами и временем. Расстояния исчезают.
Как выбрать коврик для йоги?
- 17 августа
- 2952
Рано или поздно каждый практикующий сталкивается с вопросом приобретения собственного коврика. Как же сделать выбор в таком многообразии?
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать