ОБРАЗ ЙОГИ, РАЗДЕЛ 5
- 17 марта
- 2969
Идём дальше…
6. Базовые элементы Йоги
Поговорим теперь немного о базовых элементах Йоги и для чего они нужны, дабы, опять же, сформировать правильный Образ...и правильным Образом (т.е. грамотно) заниматься Йогой! Итак, восемь базовых элементов Йоги:
1. Яма – " (от корня "Йам", поразительным образом обозначающем одновременно "удержание" и "подношение") - преодоление собственного Эго («удержание» Эго в рамках, «подношение» себя Богу), развитие системно-целостного видения Мира, подготовка к гармонии с Ним.
Состоит из пяти предписаний:
Ахимса – ненасилие, невредительство, неразрушение гармонии;
Сатьям – правдивость во всём, признание фактов, перерастающее в видение процессов;
Брахмачарья – соблюдение меры во всём, воздержание от излишеств;
Астейям – неприсвоение чужого: вещей, труда, идей, времени…
Апариграха – неприятие даров, непривязанность к результатам;
Основные – первые два: ненасилие (по сути – неделание) и правдивость (по сути – признание фактов и видение процессов, свойство Наблюдателя).
Несоблюдение меры – это проявление насилия и неправдивости.
Неприсвоение чужогои неприятие даров так же вытекают из правдивости в оценке своих заслуг, своего труда.
О каждом из этих предписаний можно говорить, как минимум, до завтра. Все они, так или иначе, отражены во всех религиях, миллионах афоризмов и крылатых фраз, а так же правилах этики и морали. Несоблюдение всех этих предписаний – непреодолимое препятствие на пути любой Йоги, на пути Эволюции!С другой стороны (выражаясь поэтично…), если Цветок Божественной Гармонии уже раскрылся в Душе, то человек просто не может жить иначе…он с превеликой радостью соблюдает всё …☺!
2. Нияма – ограничение Сознания неким диапазоном состояний, дарующим ему Жизнь! Сознание должно научиться пребывать в нём постоянно!
Нияма состоит из различных боевых действий (до появления белого флага☺), направленных на достижение и поддержание таких состояний:
Шауча – чистота всех Тел (т.е. всей лестницы в Небо…☺!), начиная с Души – и вниз! Чистота помыслов, совершенство поступков, чистота восприятия – всё это Шауча. Кстати правильный приём пищи (диета, Митахара), если кто-то ещё не догадался, так же относится к очищающим действиям!
Сантоша – удовлетворённость, принятие всего как есть, в пределе – счастье!
Тапас – устремлённость, усердие, заряженность на цель;
Свадхьяйа – позиция Наблюдателя и Ученика, непрерывно изучающего себя, и то, как устроен этот Мир, каковы его Законы и Гармония и, наконец, как всем этим грамотно пользоваться. Состояние открытости Знанию и готовности его применять.
Ишваро-пранидхана – постоянное соединение с Богом, видение во всём Божественной Гармонии, Его Замыслов и следование Божественной Воле. Если проще – это состояние Открытого Сердца. Это почитание Творца и постоянное сотрудничество с Ним. Это Вера. Это Любовь. Это Дхарма.
Постепенно все эти состояния (Ниямы) становятся естественными, как жить и дышать…
(Провести чёткую границу между Ямой и Ниямой почти невозможно, уж очень они взаимосвязаны. Например, чистота восприятия (нияма) – это проявление правдивости (яма) и наоборот…Слияние с Богом (нияма) предполагает абсолютное ненасилие (яма) во всём и т.д.
Но разницу всё же почувствовать можно.Помните фразу Цезаря?
Пришёл…Увидел…Победил!
Нияма способствует приходу Сознания к определённому состоянию (Пришёл), а Яма – это когда, в созревшем состоянии, Сознанию открывается системно-целостное видение (Увидел), которое позволяет делать правильный Выбор и управлять(Победил) ситуацией!
Кого цитировал Цезарь неизвестно, но говорят, что это изречение - намного более древнее…
«Прийти» означает созреть до определённого состояния, до определённых возможностей;
«Увидеть» - настроится на определённый тип видения, на многомерное восприятие, а
«Победить» означает научиться управлять процессами в Системе!
(Кстати, управлять – означает не отдавать куда попало приказы, а уметь договариваться с потенциально заложенными в Системе силами, грамотно ставить им задачи, уметь создавать условия для развития и проявления этих силна благо всех окружающих, таким образом - это тоже неделание!)
Одним словом, в этой фразе: «Пришёл, увидел, победил!», если правильно её понимать - суть и смысл любой Йоги! Да что там Йоги, смысл любой Жизни…☺! )
3. Асана – это гармонизация органов и систем тела, проработка и развитие всех его структур, улучшение всех коммуникаций по горизонтали и вертикали в Системе Тел человека, подготовка к качественному усвоению, проведению и переработке энергий и сигналов.
В процессе йогической тренировки обязательно должна соблюдаться:
Целостность практики!Это означает, что в процессе тренировки участвует вся Система Тел!
Сознание Человека способно управлять не только Плотным физическим телом (имеется ввиду на уровне команд, а не процессом исполнения команд – этим занимаются соответствующие структуры). Вспомним ещё раз, что у человека есть ещё куча Тонких Тел: эфирное тело (или пространство тонких ощущений) , астральное – тело желаний, ментальное – тело мыслей, кармическое тело (назовём его – Тень Прошлого…☻, или, например Тень Разрушенных Гармоний…☻)и т.д. вплоть до Души и Духа. Если Вы этих Тел (или Пространств) не чувствуете – это значит они управляют Вами, если же какое-то ощущение присутствия этих тел есть – значит есть шанс научиться ими управлять и даже создать из них некую Команду…капитаном коей единогласно изберётесь Вы ☺!
Применительно к асанам это выглядит так: если Вы физически делаете какую-либо асану, но имеете желание, при этом, дёрнуть за ногу соседа, да к тому же Вас никак не покинет мысль о несметных сокровищах правителей или о бесконечных пробках на дорогах– ситуация напоминает небезизвестных Лебедя, Рака и Щуку. И где в этом случае будет воз (т.е. эффект)?
Поэтому, если Вы намерены практиковать Йогу, имеет смысл делать это целостно!
То есть, Вы должны, как минимум: видеть в этом смысл, иметь проект или задачу (мысль) на тренировку (одно это уже создаёт некую заряженность, тапас на тренировку!) , иметь пробуждённым желание двигаться вперёд (к новым благостным качествам Системы Тел и Сознания), неотступно следить за ощущениями (за энергией)- одним словом, грамотно создавать условия телу ! Иначе – Система не сработает…
4. Пранаяма – развитие способности воспринимать и управлять тонкими энергиями (ощущениями) во Внутреннем и Внешнем пространствах. Сначала припомощи дыхания, потом без него – одним намерением, окрылённой желанием мыслью. Понять это поможет очень простое упражнение.
Упражнение: Станьте прямо. Вдохните и, выдыхая, плавно направьте выдох, скажем, в руку. Какие ощущения в руке? Нечто, мягкой волной, как бы заполняет руку…А теперь вдох, выдох и, не дыша, пробуем это нечто, точно так же, направить в руку. Получается? Ну ничего…Ещё не вечер…☺!
Если получилось, по сути, Вас можно поздравить с героическим переходом от Пранаямы к началу Пратьяхары…
Цель Пранаямы – научить Вас чувствовать энегетику Внешнего и Внутреннего пространств, энергетику всех Ваших Тел. И научиться нагнетать и рассеивать, уплотнять, направлять, устранять недостачу или избыток и т.д.
(Вобщем, всё как с денежными потоками в карманах и в окрестностях…☺)
На самом деле с Тонкими энергиями (ощущениями) Вы и так знакомы давно.
Тяжесть слов или взглядов, лёгкость общения, духота от плохих новостей, тепло между ладошками, давление летнего Солнца, ощущение счастья, вдруг зачесавшаяся подмышка и т.д. – так проявляют себя энергии, питающие и созидающие наши Тонкие Тела.
5. Пратьяхара – развитие способности воспроизводить, воспринятые ранее от органов чувств, Образы одним только Сознанием, т.е. когда все сигналыот органов чувств отключены. Например, когда у Вас в голове появляется беззвучное звучание какой-нибудь недавно услышанной мелодии – это и есть спонтанная пратьяхара. Или, когда Вы пытаетесь по памяти нарисовать, наиграть или ощутить что-либо – Вы неизбежно проходите фазу пратьяхары.
В Йоге эта способность воспроизводить Образ во Внутреннем пространстве развивается до максимально близкого к реальному оригиналу при полном выключении всех сигналов (зрительных, звуковых, тактильных и т.д.) из Внешнего пространства. Конечно, для такой работы необходимо хорошо структурированное, энергетически заряженное, проводящее Тело, обеспечивающее качественную подпитку Сознания. Иначе Сознание просто высосеттело, истощив в нём массу органов и систем. Поэтому позицию Наблюдателя, несмотря на увлечённость процессом – не терять!
5. Дхарана- удержание во Внутреннем пространстве заданного Образа, концентрация на нём. При этом в уме уже долженвоцариться некий спокойный, медитативный фон, на котором и проступает Образ.
Естественно этому процессу не должны мешать ни тело, ни дыхание, ни пульс, ни какие-то внешние ощущения, т.е. все предыдущие, уже хорошо освоенные элементы Йоги должны присутствовать здесь!
6. Дхиана– сосредоточение на Образе иили то, что не совсем верно называют словом «медитация». В этом случае Вы как-бы прорастаете в Образ, а Образ в Вас…Другими словами, Образ используется Вами как некий пульт управления (управляющий сигнал) для запуска или гармонизации процессов в Вашем организме или во Внешнем пространстве. Например, представляя Образ Лимона, кислого и сочного, Вы запускаете процессы выделения слюны и слёз, обострения обоняния, очистки печени и т.д. Регулируя таким Образом интенсивность этих процессов (и непрерывно находясь в позиции Наблюдателя!) можно добиться определённых, заранее спланированных результатов или хотя бы приблизиться к ним (например, почистить печень…☺).
Точно так же мысленно гуляя по лесу Вы запускаете целую массу гармонизирующих Ваш организм процессов. Это – тоже Дхиана.
Для выполнения Дхиан медитативный фон – обязятелен!
Медитативный фон (это как бы малошумное состояние мозга, альфа или тета волны, полусон) – это состояние спокойствия, расслабленности, погружённости вовнутрь или в исследуемый образ. Когда ни воздействия позы, ни воздействия дыхания, ни воздействия посторонних мыслей или желаний не ощущается. Это какнекая канва или гладь озера на которой ярко и отчётливо проступает тот Образ, с которым идёт работа. Если этот фон теряется вследствие неудобной позы или отвлекающих Сознание мыслей и т.д. – потеря Образа чревата в лучшем случае неэффективностью, т.е. не запуском необходимых процессов, в худшем- травмой… (Это как если бы у оперирующего хирурга над ухом вдруг включили, к примеру, бензопилу…)
Таким образом медитация – это состояние, используемое для определённых задач, а не просто само по себе!
Таким образом, Дхиана – это некий мостик между Внешним и Внутренним пространствами. Когда Вы (т.е. Наблюдатель!), с помощью вызова определённых состояний и Образов в виртуальном Внутреннем пространстве воздействуете на Внешнее, на Ваш реальный организм.
Понятно, что для того, чтобы Образ, как некая гармонизирующая команда, был адекватно воспринят и отработан организмом, все структуры организма должны быть развиты, полны жизненных сил и готовы к развёртке под задачу.
Иначе, даже Образом Лимона можно наломать дров! Т.е. яма, нияма, асана и пранаяма в определённой степени уже должны быть в процессе освоения.
А ещё по поводу Дхианы…Ну просто не могу не вспомнить афоризм от Норберта Винера, отца-основателя кибернетики: "Таким образом, связь и управление являются сущностью внутренней жизни человека, в не меньшей мере, чем его общественной жизни". (О Самадхи, восьмом элементе, – в след. разделе…)
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать