X

Хотите получать еженедельную рассылку с информацией о новых материалах и предстоящих событиях?

Подпишитесь на нашу рассылку прямо сейчас!

или через

Модели стадий просветления.

Глава из книги Дэниэла Ингрэма «Осваивая сущностные учения Будды» (в сокращении). Текст переводится с согласия автора.

Перевод © Анастасия Гостева

Прежде чем я начну обсуждать различные модели, я должен предупредить, что это — та самая глава в моей книге, которую, несомненно, легче всего истолковать неправильно. Кроме того, если вы являетесь большим поклонником стандартных буддийских догм, я настоятельно рекомендую вам немедленно прекратить чтение этой главы прямо сейчас и перейти к заключению этой книги. Серьезно, я собираюсь снова стать довольно непочтительным, но лишь потому, что уверен — в этой непочтительности содержатся биты мудрости, которые вы больше нигде не найдете изложенными столь же ясно и детально. А теперь отбросьте эту главу на свой страх и риск.

Когда мы думаем о просветлении, существует искушение сказать что-то определенное, что-то, что мы можем себе представить — например, состояние или качество бытия, а затем зафиксироваться на этом идеале вместо того, чтобы делать практики, которые приводят к освобождению.

Я убежден, что все, что вы можете себе представить или определить как просветление, является ограниченными и неправильными представлениями, но эти представления чрезвычайно соблазнительны — и продолжат вводить вас в искушение даже тогда, когда вы окажетесь на средних стадиях просветления. А всевозможные описания потенциальных последствий самореализации скорее всего лишь подпитывают эту печальную тенденцию.

Поэтому я лично предпочитаю считать, что просветление совершенно непрактично, не приводит к каким-либо поддающимся описанию изменениям и не имеет ничего общего с возможностями других тренингов. Это означает, что я принимаю за рабочую гипотезу, что просветление не сделает меня никоим образом лучшей личностью, не создаст каких-либо полезных психических качеств, не породит во мне состояния счастья или мира, и не даст мне никакой дополнительной ясности относительно любого из вопросов моей повседневной жизни. Я экспериментировал с другими рабочими гипотезами (взглядами) и обнаружил, что они почти всегда начинают мешать мне в моей практике.

Любое воззрение легко становится священным, и тогда возникает искушение не исследовать реальные ощущения, которые составляют мысли об этом воззрении, а имитировать те ощущения, которые описаны в контексте данного воззрения. Это может показаться практикой фундаментального прозрения, но не будет являться таковой. Я понимаю, что таким образом вряд ли вложу свой вклад в рекламу просветления (особенно это касается моего описания «Темной ночи души»). Ну что ж, значит так тому и быть.

Мой тезис состоит в том, что те, кто должен обнаружить просветление, обнаружат его независимо от того, как оно рекламируется. Что же до всего остального — ну что тут сказать? Оказываю ли я медвежью услугу, не продавая просветление, как делают это почти все остальные? Не думаю. [...]

Конечно, это так заманчиво предположить, что «свобода от страданий» естественным образом превратится в «состояние постоянного психического счастья и мира», и это может ввести любого человека в соблазн сымитировать это идеализированное состояние. Но тогда это не медитация прозрения, а медитация концентрации.

[...] Прежде чем углубиться в детали, я должен объяснить, что самый важный принцип, который возвращает нас домой — ЭТО И ЕСТЬ ОНО. Этот момент уже содержит истину. Любую модель, которая пытается вбить клин между особенностями того, что происходит в вашем мире прямо сейчас, и тем, что влечет за собой пробуждение, необходимо рассматривать с большим скептицизмом.

Если вы исключаете из рассмотрения тот простой факт, что слабое осознавание ощущений, возникающих в настоящий момент, приводит к тому, что вы по привычке поддерживаете иллюзию отдельного, непрерывного индивидуума, то почти все остальные мечты (о пробуждении) становятся довольно проблематичными. Этот основной принцип имеет важное значение для практики, так как она фокусирует внимание на здесь и сейчас. А теперь перейдем к сложностям…

Ментальные модели, которые мы используем на духовном пути, могут иметь глубокое влияние как на само наше путешествие, так и на его результат. Большинство духовных практиков в действительности никогда не исследовали беспристрастно свои самые глубокие убеждения относительно того, что для них означает «просветление», или что, по их мнению, будет иначе после того, как они достигнут просветления.

[...] я думаю, что большинство людей даже не представляет, как много противоречий по данному вопросу обнаруживается в каждой из упомянутых традиций. Например, если вы решите очень систематично исследовать догматы Палийского канона, касающиеся просветления, вы очень быстро запутаетесь в огромном количестве расходящихся доктрин, мифов, историй и идеалов. И это только одна традиция.

Как видите, описание моделей стадий просветления — чрезвычайно трудная задача. Но если мы попытаемся разбить эту тему на несколько упрощенные категории, то какое-то обсуждение этих догматов все же становится возможным. Я собираюсь использовать как простые, широко известные модели, так и более специфические модели, и хочу попытаться соотнести их с реальностью. Но, в конце концов, соотнести модели с реальностью мы можем лишь на практике, и это уже ваша задача.

Я рассматриваю эту свою попытку лишь как еще одно дополнение к старой традиции, которая ставит своей задачей реформировать догму и привести ее в согласие с поддающимися проверке фактами. Правда, я считаю эту попытку гораздо более всеобъемлющей и детальной, чем все остальные попытки, которые мне удалось найти и с которыми я ознакомился.

Я думаю, что в каждой новой культуре, времени, месте или ситуации эти попытки должны предприниматься снова и снова, так как в каждом из нас и в обществе в целом всегда присутствуют силы, стремящиеся укоренять модели, далекие от истинного описания вещей. Эти силы вечны и могущественны, у них есть деньги, власть, слава, идеалы бесконечного блаженства и удовольствия, они соблазняют идеалом самосовершенствования и обладают пагубной инерцией «главной» традиции.

При этом я осознаю, что когда пишу эту главу, я по сути претендую на очень высокий уровень реализации — так, словно то, чего я достиг, является достаточным основанием для написания главы подобной этой. И что я предъявляю этот текст так, словно он является наиболее полным из всех текстов, написанных по данному предмету, а также считаю возможным вступать в противоречие со значительной частью 2500-летней традиции и с учениями бесчисленного количества прошлых и нынешних комментаторов.

И хотя из той позиции, где я нахожусь в данный момент, это кажется верным, каждый человек, обладающий здравым смыслом, будет читать эту главу с подобающим скептицизмом — и именно эта способность, на мой взгляд, является одним из преимуществ как буддийского подхода, так и рациональной мысли в целом (в тех случаях, когда она используется по назначению).

Будда всегда просил своих учеников не верить ему на слово, но вместо этого поставить эксперимент и выяснить на личном опыте, приходят ли они в результате к тем же выводам, что и он. Я рекомендую вам сделать то же самое. Если вам удастся достичь чего-то выходящего за рамки того, что я описываю как возможное, пожалуйста, дайте мне знать об этом — и расскажите, как вам это удалось!

Я буду испытывать огромное чувство сожаления, если окажется, что эта работа в действительности помешала кому-то из читателей реализовать их полный человеческий потенциал, и я всегда ищу те практики и воззрения, которые оказываются наиболее полезными.

Перед вами список базовых категорий моделей просветления, которые я использую — хотя в большинстве традиций эти модели обычно объединяются в том или ином соотношении. Я допускаю, что существуют еще какие-то аспекты грез о просветлении, которые я упустил, но этот список описывает все базовые модели. Я рассматриваю каждую из этих моделей как представляющую определенную ось развития, и в сущности все эти модели являются достойными осями для работы вне зависимости от того, как они рассматривают просветление.

Итак, исходя из того, что я уже успел написать, вот мои любимые модели:

  1. Недвойственные модели: модели, которые имеют дело с устранением представления о том, что существует фундаментально отдельный или непрерывный центр, наблюдатель, агент, деятель, субъект, свидетель или любая подобная сущность.
  2. Фундаментальные модели восприятия: те, которые говорят о прямом восприятии фундаментальных аспектов реальности как они есть, включая восприятие пустоты, светоносности, непостоянства, страдания и других существенных аспектов ощущений независимо от того, чем являются эти ощущения.
  3. Особые модели восприятия: подразумевают развитие способности воспринимать все больше и больше специфических ощущений (или вообще все ощущения), из которых состоит наш опыт, с возрастающей ясностью и практически непрерывно. Обычно это включает доведенную до совершенства, непрерывную, панорамную внимательность или концентрацию на невероятно высокой скорости.
  4. Эмоциональные модели: модели, которые подразумевают совершенствование или ограничение эмоционального ряда — это часто включает в себя отказ от желаний, ликвидацию жадности, ненависти, иллюзий, смущения и подобных эмоций.
  5. Модели действия: те, которые основываются на совершенствовании или ограничении того, что мы можем и не можем делать в повседневной жизни. Обычно подразумевают следование определенному кодексу поведения и морали, совершение альтруистичных действий или контроль за тем, чтобы все наши действия и слова были в точности правильными в данный момент момент времени в данной ситуации.
  6. Модели силы: модели, которые имеют дело с развитием способностей, как обычных, так и сверхспособностей (психических сил).
  7. Энергетические модели: имеют дело с различной энергией (ци, праной), которая течет по энергетическим каналам. Энергия должна течь правильно, все чакры должны вращаться в нужном направлении, аура должна улучшаться и т.д.
  8. Модели особого знания: подразумевают приобретение концептуального знания о фактах или подробностях некоторых аспектов реальности — по контрасту с моделями, которые имеют дело с восприятием фундаментальных аспектов реальности.
  9. Психологические модели: предполагают, что вы станете более совершенным психологически или полностью избавитесь от психологических проблем — иными словами, у вас больше не будет неврозов, психических расстройств, ничего, что вам бы пришлось «прорабатывать», а ваша личность станет идеальной и т.д.
  10. Мыслительные модели: либо ограничивают то, какие мысли вы можете думать, либо усиливают положительные мысли, либо предполагают, что вы в принципе перестанете мыслить.
  11. Модели Бога: вы либо начнете воспринимать Бога, либо станете с ним едины, или даже сами станете Богом.
  12. Физические модели: подразумевают, что вы приобретете усовершенствованное, гипер-здоровое или превосходное физическое тело — вроде длинных мочек ушей, красивых глаз, йогической задницы или супер-быстрых стальных кулаков.
  13. Модели излучения: ваше присутствие так или иначе будет производить впечатление на других людей — они будут чувствовать особую харизму или излучаемую вами любовь, мудрость или даже свет.
  14. Кармические модели: те, в которых обещается, что вы освободитесь от законов реальности или от причин, из-за которых с людьми случаются плохие вещи, и ваша жизнь будет благословенной, безопасной, удачливой, свободной от бед и болезней.
  15. Модели непрерывного блаженства: эти модели утверждают, что просветление дарует вам непрерывное состояния счастья, блаженства и радости, и вследствие этого вы будете навсегда избавлены от страданий. К разновидности этих моделей можно отнести и те, которые утверждают, что после просветления вы будете погружены в состояние непрерывного медитативного созерцания.
  16. Модели бессмертия: те, которые обещают, что вы будете жить вечно, как правило в каком-нибудь потрясающем месте (в Раю, на Небесах, в Нирване, в Чистых Землях и т.д.) или в каком-нибудь улучшенном состоянии (как Ангелы, Бодхисаттвы, Волшебники и т.д.).
  17. Трансцендентные модели: эти модели утверждают, что вы останетесь в миру, но при этом будете свободны от или окажетесь выше мирских страданий, находясь в состоянии трансценденции.
  18. Модели прекращения: включают в себя те, в которых обещается прекращение страданий за счет того, что вы выходите из цикла перерождений, «соскакиваете» с колеса сансары и больше никогда не рождаетесь или даже просто исчезаете в момент просветления — «ПУФФ!» и вас нет на подушке для медитаций. Не следует путать это пробуждение с более мирским и часто портящим воздух событием, которое также может случиться с каждым в разгар ретрита, основанного на вегетарианской диете.
  19. Модели любви: вы любите всех и/или все любят вас.
  20. Модели единения: в некотором роде вы станете едины со всем.
  21. Социальные модели: вас будут ценить за то, что вы достигли просветления и различные варианты этой темы.

Я уверен, что скорее всего вы, как и я, сталкивались со всеми этими моделями и идеалами просветления как на вашем духовном пути, так и внутри себя в различные моменты времени сознательно или бессознательно. И принимая во внимание все эти идеальные модели, неудивительно, что мы можем решить, что пробуждение — чрезвычайно трудная задача, если не вообще что-то абсурдное.

Представьте себя излучающим сияние бессмертным ангелом-бодхисаттвой с блестящими глазами и йогической задницей, любящим всех и единым со всей вселенной, бесконечно внимательным, совершенно здоровым, эмоционально совершенным, психологически безупречным, безгранично альтруистичным, недумающим, свободным от желаний, супергероем с психическими силами, звездным ребенком семьи света, тотально принимаемым всем миром.

Представили? А теперь обратите внимание на то, что этот образ может слегка расходиться с вашей текущей жизнью. Если вы хоть чуть-чуть похожи на меня, то вы, возможно, заметите некоторые несоответствия!

Я собираюсь соотнести каждую модель с несколькими традициями и посмотреть на происхождение этих идеалов. Я также собираюсь обсудить, какие из этих моделей реалистичны, а какие являются коллекцией прекрасных грез, какие могут помочь вам определить зоны вашего роста и развития, а какие могут ввести вас в заблуждение, если вы не будете достаточно внимательны. Вы также заметите, что ни одна из этих моделей не берет свое происхождение из какой-либо формальной традиции — и чтобы соотнести эти модели с традициями, я приведу список некоторых буддийских моделей:

  • Четыре стадии просветления в модели тхеравады — вошедший в поток, однажды возвращающийся (второй путь), никогда не возвращающийся (третий путь) и архат.
  • Пять стадий просветления в тибетском буддизме.
  • Десять уровней Бодхисаттв в тибетском буддизме.
  • Идеал Буддовости во всех буддийских традициях.
  • Школы внезапного и постепенного пробуждения в дзен.

Существуют и другие модели из других традиций (например, «Лестница любви» Св. Хуана де ла Круса), и я уже упоминал об этом в главе о развитии прозрения. Здесь я не собираюсь обсуждать их подробно, но если вы познакомитесь с теми моделями, которые я собираюсь обсудить, вы сможете и сами разобраться в аналогичных моделях других традиций.

1. Недвойственная модель

Недвойственная модель, вне всяких сомнений, моя самая любимая. Она утверждает, что цель заключается в том, чтобы прекратить процесс идентификации, который на некотором фундаментальном уровне восприятия превращает определенные паттерны наших ощущений в Делателя, Воспринимающего, Центральную точку, Душу, Агента или Эго. Когда мы обнаруживаем истинную природу этих ощущений, видим их как есть, мы постепенно начинаем видеть и весь процесс идентификации и тогда однажды наступает день, когда ощущениям больше не удается обмануть наш ум подобным образом.

Моя самая любимая цитата, которая ясно описывает эту модель, такова: «В видимом пуcть будет только видимое, в слышимом пусть будет только слышимое, в мыслимом пусть будут только мысли» — и я готов повторять эту цитату снова и снова до тех пор, пока вы не осознаете, насколько она глубока. Есть только поле ощущений, оно было и раньше, но теперь мы постепенно начинаем видеть их такими, какими они являются, и все ощущения, которые мы обычно называем «Я» — лишь часть этого процесса.

Эта модель больше ни на что не намекает и ничего не обещает, в отличие от других моделей (за исключением, пожалуй, «Фундаментальной модели восприятия», о которой я буду вскоре говорить). Она одна из самых практичных, так как фокусируется на том, чтобы просто видеть вещи такими, какими они являются прямо сейчас.

Дальше я больше буду говорить об этой модели. Я умышленно начинаю список именно с нее, чтобы использовать ее в качестве контрапункта со всеми остальными моделями, и это единственная модель, которая может с легкостью и без оговорок выдержать проверку реальностью.

Все остальные модели могут содержать в себе некоторые доли истины, в буквальном или в поэтическом смысле, но только на эту вы можете полностью положиться на протяжении всего своего духовного пути. Это осознавание развивается постепенно, но иногда случаются резкие переходы с уровня на уровень, и это порождает нескончаемые дебаты между сторонниками школ постепенного и внезапного пробуждения. Я надеюсь, что этот вопрос станет вам более понятен по мере прочтения этой главы, но не мог не упомянуть о нем здесь.

2. Внезапные школы пробуждения

Существуют школы пробуждения — в особенности это касается некоторых школ дзен (чань) из Китая и Кореи и некоторых версий индуизма, хотя это и неполный список — которые утверждают, что пробуждение случается как один большой сдвиг, и на этом все кончается, независимо от того, как вы «это» определяете. Эти школы отвергают утверждения других школ (тхеравада, тибетский буддизм, другие традиции дзен, большинство школ суфизма, каббалы, западных мистических традиций и т.д.), что существуют карты того, что происходит с людьми до пробуждения, и что даже после «вхождения в поток» (или как бы мы это ни называли) нам остается много работы.

Возможные объяснения этому явлению таковы:

  1. Существуют редкие индивидуумы, которые каким-то образом ухитряются пойти сразу весь путь до полного и окончательного просветления, используя какой-то интересный способ практики, хотя я и не встречал никогда никого, кому бы это удалось.
  2. Существуют школы, которые основаны людьми, попавшими на первую стадию пробуждения, но так никогда и не осознавшими, что за этим может быть что-то еще, или попавшими в ловушку лжи о том, что это и есть полное и окончательное просветление, хотя оно таковым не являлось. И эти люди либо так никогда и не осознали своего заблуждения, либо оказались не способны отречься от своих первоначальных ложных притязаний.
  3. Существуют люди, которые просто приняли это как символ их веры, и застряли в этой вере, не имея при этом никакого опыта прозрения.
  4. Другие объяснения, до которых я еще не додумался и на которые не наткнулся.

Поскольку абсолютно все, кого я знаю, следовали и следуют постепенным путем (включая меня самого), мне очень трудно поверить в истории внезапного просветления. Но я оставляю открытой возможность, что существует какие-то редкие практики, которые каким-то образом справляются с этой задачей, и поскольку у них очень мало опыта относительно того, как это происходит у других, они могут вообразить, что именно внезапное просветление является обычным делом.

В общем, если вам вдруг удастся это осуществить, дайте мне знать и мои поздравления. В противном случае я ставлю на школы постепенного, последовательного пробуждения, и если вы обретете некий уровень реализации, который произведет на вас большое впечатление, дайте себе время и посмотрите, как ваше новое состояние проявляет себя, когда в дверь стучатся проблемы и беды из внешнего мира, и что с вами происходит в течение месяцев или даже лет после этого сдвига в перспективе восприятия.

Продолжение следует…

Перевод: Anastasia Gosteva

Источник: https://vnimatelnost.com/

Комментарии

Похожие статьи

Семь пояснений к медитации. Кюнзиг Шамар Ринпоче

йогабуддизммедитации

Целью медитации является постижение истинной природы ума.Ум лежит в основе как нашего настоящего опыта обусловленного существования,так и Просветления

Обертонное пение.

йогамедитацииобертонное пение

Обертоны – это высокочастотные призвуки. В каждом звуке каждый момент присутствует целый ряд обертонов. Именно по ним мы различаем тембр.

Что означает жест Намасте?

йогамедитациипрактики

Выполняя традиционное индийское и тибетское приветствие Намасте с любовью в сердце и пониманием смысла, вы уже практикуете йогу.