Спокойствие ума: Бхучари-мудра
- 11 августа
- 3603
В практике Бхучари-мудры мы пытаемся как бы ухватить взглядом пустоту, и это работает — ум «схватывает» эту идею, и освобождается от мыслей. Время, которое необходимо для того, чтобы практика «заработала», будет разным для разных людей — от нескольких секунд до десятков минут (или нескольких попыток). Не исключено, что достаточно «легкий» ум сразу, за секунды, схватит идею, которую несет эта практика, и вы сразу погрузитесь в приятное ощущение легкости и спокойствия, которое является целью этой практики.
Выполнение:
1. Примите любую удобную позу стоя, сидя или лежа, предпочтительно одну из медитативных йоговских сидячих позиций (например, Сукхасану, Сиддхасану, Вирасану или Падмасану). Если есть возможность — садимся лицом к пустой стене или далекой линии горизонта (скажем, отличным местом для практики будет поле, пустырь, берег моря и др.).2. Глаза остаются открытыми на протяжении всей практики. Поднимите правую руку лицу, держите ладонь плоско (параллельно земле), ладошкой книзу. Большой палец касается кончика носа или верхней губы. Локоть смотрит четко в сторону (предплечье примерно параллельно земле, подмышка открыта).
3. Сведите взгляд на кончике мизинца и удерживайте его примерно минуту, чтобы глаза привыкли к такому положению. Старайтесь моргать как можно реже. Если появляются посторонние мысли, не препятствуйте этому, но не давайте им сбить себя с практики, не отводите взгляд.
4. Сохраняя взгляд сфокусированным в пространстве перед собой, уберите руку от лица и опустите ее расслабленно. Это конечное положение, которое является ядром практики. Со временем вы можете опустить предварительные этапы, и сразу приступать к «смотрению в пустоту».
5. Продолжайте смотреть «на воздух» или «в пустоту» перед собой, пока глаза не устанут, или столько, сколько есть свободного времени. Наиболее эффективно делать практику по 10-20 минут. Не допускайте сонливости, но позвольте уму стать пустым, специально не «думайте» никакие мысли. Если концентрация на видимой «пустоте» будет достаточно сильной, то ум сам опорожнится от всего мусора, который в нем обычно «плавает». И наступит искомое состояние спокойствия.
Возможные трудности и их преодоление:
1. Сонливость. Если объем накопленного стресса велик, то может наступать непреодолимая сонливость. Это значит, что «Авгиевы конюшни» подсознания очищаются. В этом случае, если есть возможность, хорошо поспать, чтобы интегрировать («впитать») полученный опыт. С регулярной практикой (если вы высыпаетесь ночью) сонливость обязательно пройдет, и ее место займет ясность.2. Напряжение и дискомфорт глаз, тела. Глаза не должны напрягаться и, следовательно, уставать. Избегайте любого напряжения в теле, расслабьте руки, плечи, лицо. Поза для практики должна быть удобной. Не обязательно выполнение этой мудры в йогической позе — но лежа делать нежелательно из-за опасности заснуть (а вот при бессоннице такое выполнение как раз рекомендуется).
3. Отвлекающие факторы. Если у вас нет возможности устроиться лицом к пустой стене, не выделяйте взглядом предметы в поле видения, пусть они остаются расфокусированными. Не обдумывайте эти объекты («О, да, давно хотел эти шторы поменять!.. »). Договоритесь с домашними, чтобы они 5-20 минут не проходили мимо вас и не обращались к вам с вопросами, т.к. это может сильно отвлекать на начальном этапе. Выключите на время практики мобильный телефон и телевизор, не включайте энергичную музыку. По тем же причинам, во время практики вы не должны быть сильно голодны, но и не стоит делать эту ее сразу после еды; в идеале стоит посетить туалет до занятия и принять прохладный душ.
4. Много посторонних мыслей, сложно добиться спокойствия. Это дело практики. Также, вы должны просто «позволить» себе 5-20 минут ни о чем не думать. Не следуйте за мыслями, какими бы ценными и важным они не казались. Не поддавайтесь импульсу прекратить практику, чтобы сделать «важное» дело, о котором вы вспомнили во время выполнения. Если дело действительно важное, вы не забудете о нем в течение тренировки. А если не важное — то надо поскорее отпустить эту идею, и позволить уму вернуться в состояние тишины. Вопреки известному утверждению «я мыслю — следовательно, я существую», состояние спокойствия и чистоты бодрствующего ума («не-ума») — естественное и полезное для здорового человека.
5. Тревога вследствие выхода в состояние «не-ума». Поначалу состояние остановки мыслеобразования (кратковременное Самадхи) может рождать тревогу сразу после выхода из него: «Ой, я же забыла, как меня зовут, и что мне надо делать! И вот только сейчас вспомнила! Какой ужас! ». Это нормально, и характерно только для первых опытов очищения ума. Если сознание достаточно развито, и плотных загрязнений нет, то с практикой йоги состояние чистоты ума станет привычным и комфортным. Просто напомните себе, что любой йогический опыт будет временным, вам не обязательно «жить» в таком состоянии. Если ощущение паники при достижении состояния «не-ума» остается, надо пока оставить эти тренировки, и регулярно делать Йога-нидру под руководством знающего преподавателя.
6. Цель практики — уловить идею пустоты, которая «видится» как пустое, незанятое предметами, пространство перед глазами. Это «автоматически» вызывает в уме спокойствие, чувство безопасности, ясности, и повышает концентрацию.
Бхучари-мудру можно делать в любое время дня и ночи, когда вы не слишком сонливы. Можно делать даже в общественном транспорте — соседи подумают, что вы задумались или дремлете. В течение рабочего дня практику можно делать в обеденный перерыв, она помогает успокоиться и отдохнуть, и нисколько не мешает пищеварению (в отличие от многих других практик) — только не делайте сразу после еды: будет сильная сонливость.
Нет людей, у которых эта практика «не получается». Даже если не выходит с первой попытки, в итоге все равно получится. Никаких особых навыков или способностей для практики не требуется. Эту мудру можно давать даже детям (она успокаивает), тем более что она довольно забавно выглядит со стороны (как и Насикагра).
Больше всего оценят эту мудру те, кто практикует йогу для спокойствия
ума или увлекается медитацией. Она дает поработать с наполнением и состоянием ума напрямую, тренируя навык деконцентрации. Делая эту мудру, вы ускоряете свой прогресс в любых медитативных техниках!
Противопоказания к этой мудре не известны, однако
при болезнях глаз стоит делать ее с осторожностью, избегая любого
напряжения глаз, а при дискомфорте отменить практику и обратиться
к йога-терапевту за разъяснениями.
Источник: hanuman.ru
Похожие статьи
Тратака – техника для очищения глаз
- 29 мая
- 4909
Все мы прекрасно понимаем, как важно иметь здоровые глаза.Но, у большинства из нас, рано или поздно, начинаются проблемы со зрением.
Шесть шаткарм Хатха-йоги Прадипика. Тратака
- 27 августа
- 4647
Продолжаем цикл описания 6 техник очищения организма, как очень важной составляющей йогических и других духовных практик.
Шесть шаткарм Хатха-йоги Прадипика. Басти
- 21 июля
- 3721
Продолжаем цикл описания 6 техник очищения организма, как очень важной составляющей йогических и других духовных практик.
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать