Три гуны материальной природы
- 20 июля
- 6779
Слово «Гуна» с санскрита переводится как «стихия» или «веревка». Тремя гунами материальной природы являются три энергии: страсть, невежество и благость. В нашем мире всё выражается этими энергиями, ими пронизывается вся природа вещей. Они влияют на всё: людей, общение, еду, работу, учебу, религию, воспитание детей, науку и прочее.
Тамас (гуна невежества) – обозначает тьму, развал. Деятельность, связанная с Тамас, служит источником гнева, насилия, скорби. Счастье в этой гуне понимается как хорошо для меня и плохо для других. В этой гуне совсем нет счастья, и не будет.
Раджас (гуна страсти) – обозначает энергическую деятельность для достижения результатов, соревнование. Счастье в этой гуне есть только тогда, когда мне и моему окружению хорошо, а всё, что творится в мире – не имеет значения. Счастье здесь только временное явление, а дальше нужно уже что-то новое.
Взаимодействие и влияние гун
Саттва (гуна благости) – значит чистоту, прозрение. Здесь есть счастье, люди счастливы, и желают его всем существам на земле.
Если гуны страсти и невежества сопровождают нашу жизнь, то саттву (гуну благости) надо вырабатывать и прибавлять в своей жизни.
По Аюрведе все трудности в психологическом и ментальном плане случаются из-за того, что Раджас и Тамас очень активны. Если выбрать гуну благости, то это даст возможность преуспеть во всем, и быть счастливым.
Гуны действуют только вместе, обычно они находятся в той или иной вещи, событии или человеке. Главным при этом является преобладание той или другой гуны, что циклично меняется.
Современные люди, которые стремятся жить гармонично, должны сбалансировать Саттву, Раджас и Тамас, потому что если это не случится, они будут чувствовать себя угнетёнными, обессиленными и слишком возбужденными. Со временем это возможно приведет кболезням и депрессиям.
Многое значит наш образ жизни и окружающие нас люди. Каждый человек может определить, какая гуна у него преобладает. Для этого нужно прислушаться к себе, понаблюдать за поведением и реакцией на жизнь.
В материальном мире преобладают три гунны материальной природы, а в духовном мире Вайкунтхе, есть лишь вишуддха-саттва – гуна благости, в которой нет страсти и невежества. В материальном мире те, кто пребывают в гуне благости, иногда могут чувствовать действия гун страсти и невежества. Но в мире Вайкунтхи, саттва имеет чистый вид.
Продукты трех гун
Направлять действия гун может не только физическая активность и направление мыслей, но ещё очень важен выбор вашей пищи.
Продукты гуны благости, такие как: злаковые, бобовые, орехи, мед, крупы, фрукты, молочные продукты – это саттвическая еда. Она способствует легкому и творческому состоянию, по этой причине ее нужно употреблять при занятии йогой, медитациями или умственной деятельностью.
Пища Раджаса – это всё горькое, соленое, кислое, острое или приторное, что кушается без меры, также кофе, чай, мясо, соль, сахар и большинство специй. Эта пища дает уверенность в себе, поэтому ее можно включить в свой рацион, если нужно ярче показать себя.
Пища Тамаса очень вредная. Это пища жирная, несвежая, плохо усвояемая организмом, в частности, алкоголь, табак, кондитерские изделия, лекарства. Это пища вызывает лень и вялость, способствует увеличению массы тела и нереализованной физической энергии. Аюрведа советует отказаться от этой пищи активным и целеустремленным людям.
Таблица гун материальной природы
Сфера влияния | САТТВА (благость) | РАДЖАС (страсть) | ТАМАС (невежество) |
Общие качества | Чище всех остальных, просветляет, освобождает от последствий грехов | Вызывает неограниченные желания и влечение | Вызывает заблуждение всех живых существ |
самоконтроль | похоть | гнев | |
бесстрашие, отрешенность, радость, знание | искаженное понимание из-за гипер активности чувств, познающие чувства неспособны отринуть от мирских объектов, болезненное состояние органов тела, временное заблуждение, замешательство, самообман | бессильность концентрирования своего сознания, разрушение и разделение ума, проявление им невежества и депрессии | |
Обусло-вленность | счастьем и знанием | материальной деятельностью ради выгоды | безумием, ленностью, унынием и сном |
Привозрастании | все врата тела освещаются знанием | развиваются признаки крепкой привязанности, кармической деятельности, непреодолимых стремлений и вожделений | мрак, бездеятельность, безумие, иллюзия, самообман |
Следующая жизнь, Общая тенденция и направленность | чистые высшие миры великих мудрецов | рождение среди занятых кармической деятельностью людей | рождение в животном царстве |
поднимаются в высшие миры | живут на земных планетах | спускаются в адские миры | |
поднимаются постепенно на все более высокое положение, на небесные планеты | переселяются в человеческие тела в мире смертных | попадают во все более низкие уровни рождения, отправляются в ад | |
Результаты деятельностив гунах | результаты благочестивой деятельности чисты | ведут к мучениям и страданиям | ведет к скудоумию и глупости |
Развивает | знание | жадность, алчность | глупость, безумие, иллюзию, самообольщение |
Поклонение | поклонение полубогам | поклонение демонам | поклонение призракам, духам |
Виды веры | вера, устремляющая человека к духовной жизни | вера, начинающаяся в кармической, т.е. корыстной деятельности | вера, оправдывающая безбожную деятельность |
Пища | увеличивает продолжительность и качество жизни, очищает существование, дает силу, здоровье, счастье, энергию, удовлетворение; сочная, маслянистая, здоровая, приятная сердцу | ведет к страданиям, несчастьям и болезнислишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая, слишком горячая; | приготовленная более чем за 3 часа до употребления, безвкусная, разложившаяся, испорченная, гнилая, состоящая из остатков и непригодных продуктов |
питательная, чистая и добытая без трудности | дает страстное наслаждение чувствам | нечистая и приносит страдания | |
Аскеза | аскетизм тела, ума и речи, творимый с духовной верой людьми, неждущими материальной выгоды, но занятыми этим только ради Всевышнего | совершаемая из гордости и ради завоевания уважения, чести и поклонения, не может быть ни твердым, ни постоянным | совершаемая из глупости, которой сопутствуют самоистязание или причинение вреда и погибели другим |
Благо-творительность | совершаемая из чувства долга, не желая получить что-либо взамен, в надлежащее время и в правильном месте и по отношению к достойной личности | в расчете на какое-то возмещениеи вознаграждение, или из желания что-либо за это получить, также совершаемая нехотя | в нечистом месте, в не надлежащее время, недостойной личности или без должного внимания |
Отречение | совершает данные обязанности из чувства долга, отрекаясь от материальных привязанностей к плодам деятельности | отказывается от предписанных обязанностей как от обременительных или из страха перед физическими неудобствами | отказывается от предписанных обязанностей из-за самообмана или иллюзии |
Знание | абсолютное знание | основанное на двойственности | глупое, заблуждающееся и материалистическое |
Восприятие | видит одну неразъеденимую духовную природу во всех живых существах, хоть они и разделены на бесчисленные формы | вид живого существа определяется физическим телом | порождающее привязанность к одному виду деятельности, как единственно важному, очень скудное и не отражающее истину |
Деятельность (или поступки) | посвященная Верховному Господу, без желания наслаждаться плодами | жажда наслаждаться плодами | из насилия и зависти |
деятельность регулируемая и исполняемая без привязанности или ненависти и без желания получить выгоду | с огромными усилиями, ради удовлетворения своих желаний, проистекающая из чувства ложного эго | совершаемая в иллюзии, в пренебрежении наставлениями писаний, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях и боли | |
Действующий | свободен от привязанности | заблужден и ослеплен личными желаниями | полностью позабывший, как хорошее отличать от дурного |
исполняет свой долг, свободный от влияния гун природы и ложного эго, с большой решимостью и энтузиазмом, одинаково стойкий в как в успехе, так и в поражении | привязан к своей работе и ее плодам, жаждет наслаждаться этими плодами, жаден, всегда завистлив, нечист и движим эмоциями | занят деятельностью, противоречащей наставлениям шастр, материалистичный, упрямый, лживый и изощренный в оскорблении других, ленивый, мрачный и медлительный | |
Понимание(или разум) | знает, чего делать следует, а чего не следует, чего надо бояться и чего не надо, что связывает и что освобождает | не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать, и которые совершать не стоит | принимает безверие за веру, а веру за безверие, находящееся под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремленное в ложном направлении |
Решимость | непоколебимая, неотступно поддерживаемая практикой йоги, контролирует деятельность ума, жизни и чувств | устремляется к плодам религии, экономического развития и чувственного наслаждения | не помогает преодолеть сон, страх, печаль, угрюмость и заблуждения |
Счастье | исходит из души | основано на удовлетворении собственных чувств | основано на заблуждении и деградации |
в начале подобно яду, а в конце подобно нектару; пробуждает человека к самоосознанию | возникает от соприкосновения чувств с их материальными объектами; в начале подобно нектару, а в конце – яду | слепо к самореализации, призрачно с начала до конца, проистекает из сонливости, ленности и иллюзии |
Похожие статьи
Правила питания первой женщины-йога, дожившей до 103 лет
- 21 ноября
- 3598
Вот уже много лет я вегетарианка, ем один, иногда два раза в день.
Как пение влияет на здоровье
- 14 ноября
- 5884
Учёные доказали, что ежедневное обычное "пение от души" по 15–20 минут оказывают оздоравливающий эффект на человека.
Человек, рассмешивший смерть
- 30 октября
- 5299
История о том, что положительное эмоциональное состояние может вылечить даже от тяжёлой болезни.
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать