X

Хотите получать еженедельную рассылку с информацией о новых материалах и предстоящих событиях?

Подпишитесь на нашу рассылку прямо сейчас!

или через

8 ступеней Аштанга-йоги.

Нас не может не радовать тот факт, что люди все осознаннее подходят к своей жизни, осмотрительно выбирают что кушать,  с кем общаться, как общаться, уделяют внимание своему телу, его физическому и эстетическому состоянию, а так же психоэмоциональному состоянию. Не последнюю роль в этом процессе в качестве инструмента играет йога. Но мало кто воспринимает йогу в качестве целой философии, так как более распространена ассоциация «йога – асаны – красивое тело». Как для начала – и это отлично, а далее можно постепенно двигаться вперед к новым знаниям или ступеням.

Классический подход к йоге определяет ее как Восьмиступенчатую йогу мудреца Патанджали, она же Аштанга-йога («ашта» - восемь, «анга» - ступень). Этот подход можно представить в качестве своего рода инструкции к счастливой и гармоничной жизни, что включает в себя и нравственно-этические наставления, и советы по поддержанию физического, психологического и эмоционального здоровья.

Из восьми ступеней первая половина, согласно учения Патанджали, направлена на совершенствование личности человека и достижения контроля над телом. Это те необходимые шаги, которые подготовят вас к внутреннему путешествию к своему сознанию, чувствам и мыслям, на что, собственно, направлены вторые 4 ступени.

1. Первой ступенью является Яма. Эта ступень является основой и посвящена она общеэтическим и нравственным нормам поведения, направленным на гармонизацию наших отношений с окружающими людьми. Здесь все просто, обращаться с другими необходимо так же, как желаешь, чтоб поступали с тобой. В пределах Ямы выделяют 5 принципов:

  • правдивость, прежде всего перед собой;
  • ненасилие, в том числе не употребление животной пищи;
  • способность к разного рода воздержаниям и ограничениям,
  • не стремиться овладеть тем, что вам не нужно и на что понадобится более чем собственные силы
  • не воровать

2. Следующей ступенью является Нияма. Она созвучна с предыдущей, но в отличии от нее, Нияма направлена на внутреннее поведение и самодисциплину. Прежде всего, это относится к регулярному посещению духовных мест, личным практикам медитации, изучению священных писаний, прогулкам и созерцаниям. Принципы Ниямы так же выражаются в содержании тела в чистоте, потреблении чистой пищи, поддержании хорошего настроения и философского общения с мудрыми людьми.

3. После того, как мы освоили Яму и Нияму, собственно уменьшилось влияние внешних и внутренних раздражителей можно перейти к 3-ей ступени – Асанам. Согласно учению, - это медитативная поза, в которой человек способен практиковать последующие ступени аштанга-йоги. Для того, чтобы сосредоточиться в определенной позе, необходимо чтобы тело легко поддавалось разного рода статическим нагрузкам и растяжкам, для чего и существует хатха-йога. Комплекс упражнений хатха-йоги направлен на укрепление мышц и суставов, растяжку связок, тренировку вестибулярного аппарата и, собственно, поддержание физического здоровья, ведь тело – это храм души, а уход необходим любому храму.

4. Четвертая ступень аштанга-йоги посвящена правильности и контролю над дыханием – это Пранаяма. Иными словами это управление «праной» - жизненной силой, выполняя определенные дыхательные упражнения, устанавливается связь между собственно дыханием, эмоциями и умом. Кроме того пранаяма – это еще и инструмент очищения и омоложения организма. Практика дыхательной гимнастики может быть как отдельной, так и в комплексе регулярных занятий йогой.

5. Пятая ступень – Пратьяхара – является переходной, так как последующие ступени обращены на осознание внутренних процессов, они отделены от внешних раздражителей и всего, что происходит вне практикующего человека. Важно на этом этапе не подавлять свои чувства, а попытаться их контролировать.

6. Дхарана является следующей ступенью аштанга-йоги, но она плавно продолжает практику пратьяхары. Это этап сосредоточения и концентрации на внутренних или внешних объектах или явлениях, замедления мыслительного процесса. Практика однонаправленности ума позволяет выделить для себя что-то одно и визуализировать его, в полной мере концентрируясь на его свойствах. 

7. Продолжением концентрации является медитация, - это уже непрерывный поток направленности сознания – Дхьяна. Как только процесс постоянной концентрации перестает сопровождаться мыслительной деятельностью, начинается медитация, и это седьмая ступень. На этой стадии сфера восприятия переходит в бесконечность и человек способен замечать связи между пространствами различных уровней.

8. И наконец, верхняя ступень аштанга-йоги – это Самадхи. Состояние абсолютного блаженства и сверхсознания, когда человек выходит за рамки собственного восприятия и сливается с объектом. Это состояние описывается йогами как «Испытать смерть при жизни», когда самосознание практикующего не ограничено ни физическими, ни временными, ни географическими рамками – оно единое, целостное и бесконечное.

Хотя аштанга-йога представлена в виде ступеней, что подразумевает поэтапность и последовательность, но это не совсем так. Все описанные ступени можно и нужно практиковать комплексно, так вы сможете еще больше раскрыть и познать каждую составляющую йоги.

Успешной практики!

Автор: Марина Никитан

Комментарии

Похожие статьи

Могут ли духовные/энергетические опыты быть проявлениями нашего воображения?

йогамедитациифилософия йоги

Духовные опыты, которые получают люди, занимающиеся теми или иными практиками, вполне могут оказаться игрой ума, фантазией, принятой за реальность.

Духовный футуризм.

кармайогафилософия йоги

Мир будущего, каким он будет?! Этот вопрос интересует меня очень серьёзно.