Абхьяса и вайрагья: постоянная практика и непривязанность, как средства достижения успеха в йоге
- 25 августа
- 11883
Если мы хотим добиться результата в практике, а не просто стать хорошим человеком, мы должны научиться выполнять два обязательных правила. Патанджали их называет «два фундаментальных подхода в йоге»: «Тапас свадхьяя ишвара прониджаха йога», что в переводе означает «интенсивная практика, самоизучение и преданность Богу составляют основу йоги».
На санскрите они называются: абхьяса «постоянная практика», «повторение» и вайрагья «непривязанность», «свобода от желаний» или «отречение». Практика и отречение есть средства успокоения движения сознания.
В свою очередь абхьяса включает в себя три аспекта, без которых успех в йоге
невозможен: интенсивная, регулярная практика (тапас), самоизучение или
самоисследование (свадхьяя), преданность Богу (Ишвара Пранидхана), что по сути
является частью ямы-ниямы.
А вайрагья или отречение делится на два этапа:
предварительный (апара-вайрагья) и наивысший (пара-вайрагья).
Можно сказать, что «постоянная практика» – это не только ежедневные упражнения
(дыхание, асаны, концентрация, повторение мантры), но и постоянное осознания
своего истинного Я, а «непривязанность» - это освобождение от эмоций, ощущений,
которые являются конвоирами органов чувств.
Постоянная практика как способ обуздания чувств. Любые колебания сознания нам необходимо обуздать за счет йогических техник.
Со временем, многие практикующие и осознающие бренность этого мира люди
становятся менее эмоциональными. С помощью асан, пранаям и концентраций, они
достигают вивеки – различающего знания. Осознание того, что «и это пройдет»
становится девизом их жизни. Когда человек даже на уровне ума понимает, что он
не является видимыми телом и умом и медитирует на мантру «сохам» или «Я есть
То», ситуации этого мира перестают задевать его. Нет, это не отсутствие
сострадания – это способность сохранять покой в любой ситуации. Стабильность –
главная отличительная черта йога: чтобы не происходило снаружи, внутри всегда
сохраняется полная пустота, осознанность и покой.
1. Чтобы обрести осознанность, покой и свободу от желаний нам необходимо
развивать ментальную силу. Абхьяса является сутью изучения своего сознания и
его привычек. Главное, не начать делать все механически. Механическое
повторение приводит в тупик. Важно, чтобы во время практики сохранялась
«бхава», что в переводе означает внутреннее чувство, преданность.
2. Важно также, чтобы на ваш ум перестали влиять внешние факторы: родители,
супруги, начальники, СМИ и т.д. Телевидение и прочие источники массовой
информации – это средства, приближающие вас к потере собственного начала,
Истинного Я. Вы должны освободить свой ум от любого воздействия на него,
оставив лишь гуру возможность вносить свои коррективы. И то ровно до тех пор,
пока не научитесь слышать своего внутреннего учителя.
3. Вы должны верить в свою практику. Если у вас нет веры и преданности, вы не
сможете достичь результата в практике, в конечном счете обретя еще одно разочарование.
Не надейтесь на быстрый результат: около 12 лет должно пройти, чтобы ваше
сознание изменилось полностью и безвозвратно.
4. Не стесняйтесь использовать свой интеллект в практике. Изучение священных
писаний станет верным помощником на пути, позволяя вам все время поддерживать
внутренний огонь. Уж лучше читать «Бхагават гиту», чем какой-либо «вторичный
источник».
Мы уже с вами упоминали об истинном значении хатха-йоги. Но давайте убедимся,
что мы это поняли. Ха – это солнечным динамичный аспект, означающий
направление, деятельность. Тха – это лунный аспект. Первый – означает «идти
наружу», второй – «внутрь». Первый – это ум, второй – сознание. Ха также
символизирует истинную суть человека – наблюдателя, а тха – отраженный свет
наблюдателя, символизирующий читту (сознание). Единение этих качеств и умение
управлять осознанно внутренними и внешними энергиями, является смыслом
хатха-йоги.
Для того, чтобы понять важность работы с сознанием и результат, который мы
получаем от практики, нужно внимательно изучить главу об органах чувств и
внутренних психических функциях (уме, интеллекте, сознании и эго).
Смысл практик – обретение чистого, стабильного ума.
Постоянная, преданная, внимательная практика наделяет нас глубокой мудростью, а
сдержанность и самоконтроль тренируют непривязанность. Опасность заключается в
том, что на каком-то этапе эго садхака раздувается до невероятных размеров,
превращая его в «жертву интеллектуальной гордыни». Но этот период проходят
практически все практикующие: наблюдение, самодисциплина, открытие сердца и
различение помогут быстро справиться с этой западней.
Помните, абхьяса - это непрерывная работа над телом,
умом и душой.
Что такое истинное отречение?
Без отречения одна только практика способна привести садхака к внутреннему
застою и разрушению. Желание - корень всех страданий и болезней. Научившись
управлять умом, мы можем с легкостью познать силу истинного отречения,
оставшись в стороне от страстей и привлекающих ум искушений.
Один из вариантов перевода слова «вайрагья» - отречение, которое происходит
далеко за пределами внешнего мира. Мы не можем бросить то, чего у нас никогда
не было и то, что нам никогда не принадлежало. Зачастую люди попадают в
иллюзию, думая, что отказываясь от материального мира, и сохраняя при этом
желания, они совершают победу над собой. Этот самообман приводит к еще большим
страданиям.
Что же такое отречение?
Это хорошо иллюстрируется в следующей истории:
В «Ащтавакра-гите» есть такая
история о Радже Джанаке, который был королем Ведеха солнечной расы. Его
называли Сира - Дхваджа (тот, в эмблеме которого плуг). С ним связана одна
удивительная история его просветления.
Однажды король призвал всех своих придворных мудрецов и сказал: «Тому, кто даст
мне просветление за одну минуту, я отдам полцарства!». Мудрецы посмотрели на
любимого царя и молвили: «Но просветление – это процесс не одной жизни! Такое
невозможно постичь за одну минуту».
В этот момент в зал вошел муни Аштавакра (в переводе означает «изогнутый в
восьми местах), который выглядел как мальчик-калека и все мудрецы засмеялись над
ним. На что он посмотрел на них и сказал:
- Вы глупы, раз видите в человеке лишь его внешнюю оболочку. А ты, - обращаясь
к царю, спросил он, - что готов мне отдать взамен просветления?
- Могу отдать тебе полцарства! – браво ответил Джанака.
- Но полцарства, как и все царство, тебе не принадлежат! Все это тленно!
Джанака задумался и произнес:
- Я могу отдать тебе все свои драгоценности и в придачу красавицу жену!
- Но ни материальные блага, ни жена тоже тебе не принадлежат! – ответил
Аштавакра.
- Возьми моих детей – они плоть моя! – настаивал царь.
- Но и они тебе не принадлежат, так как на самом деле лишь свободные души!
- Возьми мое тело! – предложил Джанака.
- Но и оно тебе не принадлежит. Когда ты умрешь, найдется много родственников,
которые скажут, что оно принадлежит им.
- Что же я могу дать тебе? - спросил
царь мудреца.
- Отдай мне свой ум! – сказал Аштавакра.
- Бери! – крикнул царь, но Аштавакра повернулся и стал уходить из дворца.
- Куда ты? – возмутился царь.
- Но ты не отдал мне свой ум, - сказал мудрец и продолжил идти. – Ведь ты до
сих пор думаешь…
Джанака, испытав огорчение, занес ногу, чтобы запрыгнуть в седло и догнать
мудреца. И в этот момент он осознал, что не отдал свой ум, ибо был тот, кто
по-прежнему думал и в этот момент осознания, он достиг просветления, «бросив
свой ум» мудрецу.
Ум – это то, что является частью нас, нашего сознания (буддхи) и эго, а посему, мы можем научиться управлять им и бросить его. По большому счету – это и есть истинное отречение. К слову, об отречении. Для примера можно также рассмотреть туже самую историю о просветлении царя Джанака, только в другой интерпретации.
Аштавакра не очень
стремился принимать учеников; их у него было немного. Когда царь Джанака пришел
слышать мудрость этого ребенка, то приблизился к мальчику как скромный
проситель, не царственная особа. Мальчик немедленно принял царя в ученики. Это
дало пищу разговорам в сангаме.
- О-о, Аштавакра имеет любимчиков; он принял царя без испытаний, а каждого из
нас проверял очень строго!
Это ворчание тихо набирало силу и Аштавакра знал это.
Однажды царь услышал, как Аштавакра говорил: «Сегодня мне было видение: столица рушится в ужасных пожарах и землетрясениях, там все умрут. Те, кто любят или имеют ценности, должны спешить теперь туда, если желают спасти хоть что ни будь!»
Все послушники
уехали. Когда пыль улеглась, сидели только мальчик и царь. Мальчик сказал мягко:
- Великий царь, там нет того, что Вы хотели бы спасти ?
Джанака ответил:
- Мой господин и мой друг, Вы - мое единственное сокровище.
Калека кивнул и мягко сказал:
- Хорошо, если я - действительно ваше сокровище, садитесь на лошадь, поезжайте
и соберите моих учеников назад; сообщите им, что теперь я вижу: столичный город
не в опасности. Берите вашу лошадь и поезжайте.
Поднявшись,
чтобы сделать как велено, царь вставил ногу в стремя и, когда он очутился в
седле, реализация снизошла в его ум.
Отказ от внешнего мира, с осознанием того, что все иллюзия – вот оно отречение.
Постигнув иллюзорность этого мира, соединившись со своей самостью, король
Джанака, которого до этого обременяла его «должность короля», сказал: «Так если
не важно, кем быть, почему бы не быть королем?».
Абхьяса и вайрагья являются методами достижения читти-врити-ниродха. Опять же, этот термин был рассмотрен Патанджали, в «Хатха-йоге Прадипика» и других священных и йогических текстах, используются другие термины и подходы.
Похожие статьи
ПАЙЛОТ БАБАДЖИ: “СМЕРТЬ ЗАБУДЕТ ОБО МНЕ”
- 8 февраля
- 7943
Самадхи – это выход из всего. В самадхи растворяются границы между личностью и оболочкой, стираются грани между вами и временем. Расстояния исчезают.
Гималайская сиддха йога
- 1 сентября
- 4681
"Я не знаю иной йоги, кроме Любви. Практики, переданные моими возлюбленными Учителями, проводятся мною исключительно с целью постичь эту йогу."
Самадхи устами тех, кто достиг…
- 15 августа
- 23053
Самадхи – это восстановление потерянного равновесия. Самадхи – это начало и конец. Самадхи – это смерть и рождение.
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать