Панчамахабхута — пять великих элементов
- 27 июня
- 2460
Теория пяти великих элементов (Панчамахабхута) является основой Аюрведы.
Она используется как для понимания законов природы, так и для диагностики и лечения заболеваний, потому что Аюрведа использует принцип подобия вселенной и человека: человек – это малое подобие вселенной, поэтому все, что есть во вселенной, есть и в человеческом теле.
Пять великих элементов – это молекулы, состоящие из атомов; первые пять из девяти субстанций (причинных веществ) вселенной, о которых говорит Вайшешика – одна из шести систем индийской философии, на которые опирается Аюрведа. Пять великих элементов – Эфир, Воздух, Огонь, Вода и Земля – возникают из взаимодействия трех гун – саттвы, раджаса и тамаса.
В теле человека пять элементов проявляются в виде трех биологических начал. Это три доши: вата, питта и кафа. Они управляют всеми процессами в организме, в том числе и патологическими. В момент зачатия вата, питта и кафа своими сочетаниями определяют уникальную конституцию человека – Пракрити.
В «Шримад-Бхагаватам» (песнь 2, гл. 5, тексты 25-32) проявление пяти великих элементов вселенной, а также формирование тела и ума человека описываются следующим образом:
«Из тьмы (тамас) ложного эго (аханкара) возникает первый из пяти элементов – небо (эфир). Его тонкая форма – звук, который связан с ним так же, как объект наблюдения – с наблюдателем. Трансформируясь, небо порождает воздух, обладающий свойством осязаемости. Подобно предыдущему элементу, он наполнен звуком, а также несет в себе основные факторы продолжительности жизни: чувственное восприятие, силу ума и физическую силу.
С течением времени в процессе эволюции воздух трансформируется в огонь, который приобретает форму и в то же время сохраняет свойства звуконосности и осязаемости. Огонь, в свою очередь, тоже трансформируется, в результате чего появляется вода, с присущими ей свойствами влажности и вкуса. Как и предыдущие элементы, она имеет форму, осязаема и несет в себе звук. Трансформируясь, вода превращается в землю, которая обладает запахом и, подобно предыдущим элементам, сохраняет свойства вкуса и осязаемости, несет звук и обладает формой.
Из гуны благости возникает и проявляется ум, а также десять полубогов, управляющих деятельностью тела: повелитель сторон света, властелин воздуха, бог Солнца, отец Праджапати Дакши, Ашвини-кумары, бог огня, царь небес, божество, которому поклоняются на райских планетах, главный из Адитьев и Праджапати Брахмаджи. Так все они появляются на свет.
В процессе дальнейшей трансформации гуна страсти порождает органы чувств: уши, кожу, нос, глаза, язык, рот, руки, гениталии, ноги и анус, а также разум и жизненную энергию. О Нарада, лучший из трансценденталистов, тело не может сформироваться до тех пор, пока все эти сотворенные части: стихии, чувства, ум и гуны природы – не соединятся вместе».
Автор статьи — Светлана Межакова.
Источник: https://ayurvedaschool.ru/2017/10/11/panchamahabhuta/
Похожие статьи
Правила питания первой женщины-йога, дожившей до 103 лет
- 21 ноября
- 3598
Вот уже много лет я вегетарианка, ем один, иногда два раза в день.
Диастаз: Как устранить расхождение брюшных мышц после родов
- 6 августа
- 2772
Что такое диастаз, почему он возникает, чем он опасен и как его устранить.
Интервальные тренировки в йоге: «Табата-йога»
- 24 июля
- 2210
Метод основан на научном факте, что мышцы человека могут работать в аэробоном режиме при высокоинтенсивной нагрузке около 20 секунд.
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать