Творчество в йога-практике?
- 12 октября
- 2963
А можно ли себе его позволить? И если да, то кому это можно? И чем отличается творчество от самопала или аматорства? Возможно, йога - это не место для авторства, для индивидуальных проявлений? Не лучше ли приложить все усилия для тщательного освоения традиции и дальнейшего соблюдения ее чистоты и неизменности?
Все эти вопросы встали передо мной после прочтения заглавной статьи "Творчество" в последнем номере "журнала славянского дзена" "YOGA". Статья о том, как ценно проживание йога-практики каждый раз сызнова в отличие от ее механического воспроизведения на основе опознания через прошлый опыт. Действительно, полнота присутствия, бдительность в настоящем, погруженность в процесс - все это позволяет возрождаться в йоге, подобно птице Феникс, из того пепла, который оставляет от нас городская жизнь. И продуктом такого творчества оказывается наше состояние, наш тонус, наше тело, мы сами.
Но можно ли себе позволить другое творчество - то, продуктом которого является сама йога как практика и традиция? Это особенно актуально для инструктора по йоге, который должен практику делать понятной и приемлемой для многих, при этом не профанируя ее. У людей индивидуальные особенности здоровья, телосложения, характера, темперамента, в конце концов - свои цели. В этом смысле инструктор регулярно попадает в ситуацию творческого выбора: как для данного клиента сделать йогу наиболее полезной, безопасной и (сейчас вы будете смеяться) привлекательной в контексте его (клиента) задач. Конечно, вопрос можно поставить и иначе: как клиента сделать наиболее полезным и безопасным для йоги. Но многим ли клиентам эта постановка подойдет и многие ли инструктора на нее осмелятся? Чтобы ставить вопрос о служении традиции, нужно быть не инструктором, а учителем, и не клиентом, а учеником.
Хороший инструктор понимает необходимость индивидуализации практики. Основным продуктом творчества инструктора является КОМПЛЕКС как последовательность асан и пранаям, адекватных для данного клиента (его задач, возможностей и ограничений). Асаны подбираются по принципам компенсации, переходности (кратчайшего перехода между асанами), целостности (задействование всего репертуара асан с необходимыми исключениями), постепенности (путь от простого к сложному и обратно), оптимальности (предельной доступности), структурности (соотнесенности с задачей), пр. Пранаямы – прежде всего исходя из уровня организованности клиента (насколько регулярно он сможет практиковать), особенностей его здоровья и все тех же задач.
Индивидуализация практики - нетривиальная творческая задача. Но есть и творчество другого масштаба - создание новых направлений в йоге. Йога Айенгара, Аштанга виньяса йога Патабхи Джойса, Вини йога Дешикачара, Шедоу йога Шандора Ремета, Пауэр йога Бэрона Бэптиста, Трай-йога Кали Рей, Йога 23 Андрея Сидерского, Универсальная йога Андрея Лаппы, Бикрам йога, Шивананда йога, Дживамукти йога Дэвида Лайфа и Шарона Гэннона, Кирпалу йога Амрита Десаи, Кундалини йога Бхаджана, Интегральная йога Шри Свами Сатчитананды ... Я не смог найти ни одного направления йоги, не имеющего своего автора. По сути, все известные ныне направления являются результатом личных усилий конкретных мастеров. Разница лишь в том, что одни признают авторский характер своей практики, а другие утверждают, что просто восстановили забытую традицию или вывели в свет традицию, до недавних пор засекреченную. Разумеется, никто из создателей современных систем йоги не хочет, чтобы его практику называли самопалом или отсебятиной. И каждый пытается вписать свою авторскую практику в контекст той или иной традиции, даже если изначально такой исторической связи вовсе не было. В крайнем случае, апеллируют непосредственно к классическим текстам вроде «Йога сутр» Патанджали. И в таких попытках идеологического самообоснования неизбежно есть часть правды: какую авторскую систему ни возьми, в ней всегда есть материал, зафиксированный в традиционных текстах по йога-практике или в других йога-системах. Но ведь от этого система не теряет авторства и не становится «классической», «изначальной» или «аутентичной»…
Всякая традиция создавалась конкретными людьми. Сила традиции не в ее окончательности, а как раз в открытости, способности жить и развиваться (а не только монотонно воспроизводиться в своей буквальности). Выше перечисленные направления йоги – продукт 19-20 столетия. И некоторые из этих направлений успели стать мощным традициями. Конечно, не священными. Они создавались простыми смертными, в чем-то грешными, но в йоге - гениальными людьми, настоящими творцами. Сила традиции - в стартовом творческом запале ее зачинателя и последующей фиксации опыта тех, кто традицию поддерживает и развивает. А когда традиция вызревает в метод, ее носители получают полную возможность стать ее сотворцами и создателями новых традиций.
Источник: www.yoga-relax.kiev.uaПохожие статьи
Отрывок из книги "Кто я, человек?"
- 28 ноября
- 1427
Кто я? Какой может быть моя жизнь? Что, если только я буду решать куда мне идти и что делать? Чего я на самом деле хочу?
Принципы осознанности, которые способны перевернуть жизнь
- 5 декабря
- 4076
Напряжение — это то, кем вы себя считаете. Расслабление — это то, кем вы являетесь.
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать