X

Хотите получать еженедельную рассылку с информацией о новых материалах и предстоящих событиях?

Подпишитесь на нашу рассылку прямо сейчас!

или через

Йога точного выравнивания

Херт Ван Льюэн (Амстердам) последние 35 лет работает над развитием нового стиля йоги, который он назвал «Йога точного выравнивания» (англ. Critical Alignment Yoga). Два года назад он издал в Голландии четырехсотстраничный труд о своей методике .

Когда 16-летний Херт ван Льюэн работал в приемном отделении дома престарелых, он спрашивал себя: неужели скрюченные тела – это неизбежное следствие старения?

Через несколько десятков лет на вопрос был получен ответ благодаря его ученикам в йоге – студентам, молодым и пожилым, – их тела становились все более гибкими с практикой, их отношение к жизни  – все более открытым и позитивным.

В 1982 году Ван Льюэн открыл собственную йога-студию. Спустя два года один из его учеников пригласил в Голландию Нормана Сьомана и Х.В. Даттатрейа. “Йога, которой они учили, имела рациональную основу. Я почувствовал себя обманутым”, – вспоминает Херт. Сьоман и Даттатрейа занимались изучением физического движения в области медицины. “Они приняли научный подход к йоге не упуская из виду традицию. Сьоман получил докторскую степень в изучении санскрита и традиционных текстов йоги. Его делом было подключить традицию йоги к современным научным открытиям“. До того момента в своей практике ван Льюэн опирался на книгу Б.К.С. Айенгара «Прояснение Йоги» – одного из признанных авторитетов по йоге. Часами усердно занимаясь, ван Льюэн вспоминал годы такого же усердного труда, когда он учился и исполнял танцы Южной Индии.

Однако, ван Льюэн не перенимает стиль преподавания Сьомана и Даттатрейа, основанный на волевом управлении телом. Следуя за их разработками, Херт заметил,  что выискивать паттерны напряжения и силой воли менять их – бесполезно. И как следствие он осознал, что необходимо принципиально изменить и собственный подход к обучению. Уже более 35 лет он изучает работу позвоночника, исследуя закономерности возникновения болей в спине. В результате длительных научных изысканий и обширной практики был разработан авторский метод йоготерапии, основанный на данных анатомии, физиологии и психологии человека и отличающийся от многих других стилей йоги.

Элина Иванова

Интервью с Хертом ван Льюэно.

Расскажите об особенностях вашего метода. Термин «выравнивание в асанах» часто связывают с йогой Б.К.С. Айенгара. Что у вас общего, что отличается?

 Во-первых, я не люблю сравнивать свой стиль с другими стилями, потому что мне не нравятся сравнения. Но могу рассказать вам об использовании поддерживающих конструкций (приспособлений), которые я сам разработал, когда в этом возникла необходимость. Это несколько связано с предыдущим вопросом, который вы мне задали. Почему я решил изменить айенгаровский подход в обучении? Речь не шла о принятии решения, это происходило само собой в течение нескольких лет.


Мои учителя тоже вышли из этой традиции. Когда они покинули Амстердам спустя девять месяцев, все обратились ко мне, потому что в то время я был преподавателем и у меня была маленькая студия, и я взял на себя инициативу. Когда я пришел на первое занятие, я принял самое важное решение в моей жизни и в моей карьере. Я не хотел повторять за учителями, я не хотел повторять их слова, и об этом я сказал своим ученикам. Я им сказал: «У каждого из вас своя практика, мы девять месяцев учились и занимались йогой, давайте я буду вести занятие, но стану просто наблюдать за вами, посмотрим, что из этого получится».

Я не хотел повторять что-то просто механически. На мой взгляд, это лучшее решение, принятое мной когда-либо, потому что, когдя я начал наблюдать, фразы, которые я произносил, были естественными, они относились к ситуации, в которой в данный момент находились мои ученики. Конечно, я работал с людьми, которые выполняли стойку на голове по двадцать минут каждый день, а это не только меняет мышечную структуру, но также меняет структуру скелета. Я обнаружил, что мышцы можно расслабить, движение можно инициировать с помощью воли, но, когда дело касается скелета и приведения в баланс его структуры, то сила воли или амбиции здесь не работают. Здесь можно воздействовать, только используя давление и силу гравитации. Эти слова стали для меня гораздо важнее, чем слова «ты должен сделать это» или «ты должен сделать то».

Таким образом, акцент в моем преподавании сместился в сторону работы по приведению в баланс костной системы, что позволяет мускулатуре просто следовать за движением костей. Здесь мне понадобились другие слова, например, выдох, давление, избавление движения от произвольности, использование силы тяжести, все это оказалось очень интересным.

Я обнаружил, что у людей некоторые части костной ситемы становятся неподвижными, и они не могут избавитьтся от напряжения в этих областях. Я имею ввиду, что возможно снять напряжение на мышечном уровне при помощи массажа, но на уровне скелета самостоятельно сделать это невозможно. Так я начал изобретать вспомогательные приспособления, внешняя помощь дает возможность изменить внутреннюю костную структуру.

Я начал разрабатывать валики для поясницы, для средней части спины, ремни для области между лопатками, для шейных позвонков, для различных упражнений для спины, хэдстендер (рама для стойки на голове) для того, чтобы улучшить баланс в тех областях тела, на которые мы не можем воздействовать по своему желанию. Вот таким образом начала меняться традиция, из которой я вышел. Это происходило постепенно, потому что я был увлечен другими моментами.

В основном йога предполагает совершение движений и, к сожалению, с таким подходом многие ученики только усугубляют уже имеющиеся напряжения вместо того, чтобы избавиться от них. Многие движения совершаются благодаря мышечным усилиям, а не благодаря глубокому изменению на уровне внутренней костной структуры.

Разница между моими методиками Йоги Точного Выравнивания (CAY) и Терапии Точного Выравнивания (CAT) чисто практическая. На занятия приходят люди с различными проблемами, такими, как, например, боли в спине, боли в плечевых суставах, боли в руках, боли в шее, и вы не можете заниматься с ними в общем режиме. Они требуют особого внимания. Таким образом, мы создаем два класса, для тех, у кого проблемы с нижней частью спины, и для тех, у кого проблемы с верхней частью спины. Например, тем, у кого воспалительный процесс касается запястий, рук, или плечевого пояса, противопоказаны поза собаки, им нужно избегать движений, где идет сильная нагрузка на руки, зато с ними можно проработать спину, для того, чтобы снять напряжение.

Это станет важной частью моей практики и опыта. Я всегда начинаю работать, как я называю это, «с источника всех напряжений», это часть спины ниже лопаток. У людей эта область со временем становится жесткой, они начинают горбиться из этой точки, проходят годы, и они уже не могут изменить осанку. Различные спортивные упражнения, а также офисная работа влияют на плечи, руки и запястья. Из этой области проблемы распространяются дальше, возникают проблемы с ногами, или случается грыжа позвонка, бесполезно работать над результатом. Нам нужно восстановить область спины, и затем уже работать дальше.

Обычные занятия йогой, хоть они и оказывают терапевтический эффект, прежде всего предназначены для здоровых людей, тех, кто свободно может двигать руками и ногами, кто имеет определенное представление о правильной координации. Люди с теапевтическими проблемами не должны испытывать стресс или перенапрягаться, или расстраиваться от того, что они не могут выполнить обычные асаны на занятии йогой. Им требуется особое внимание на терапевтических занятиях, где мы направленно будем работать в проблемной областью спины. Мы научим их, как расслаблять эту часть спины и другие части тела, в которых скапливается напряжение. Мы можем снять напряжение в спине, и благодаря этому в конечностях улучшается кровообращение, они наполняются силой, люди чувствуют себя увереннее. Поэтому мы предлагаем специальные классы между терапевтическими и обычными занятиями, после некоторого времени люди смогут приступить к нормальным занятиям. В этом заключается мой подход.

А какова цель такого подхода? Например, в индийской традиции йоги стремяться достичь самадхи. Какога ваша цель в йоге?

Это совсем другой вопрос. Аутентичные йогические тексты очень популярны на западе, возможно, больше среди учителей, чем среди учеников, но следование йоге восьми ступеней больше уже не имеет никакого смысла в нашем обществе. Я не стремлюсь к самадхи, я даже не знаю, что это такое, я думаю, никто не знает, что это.

Мы говорим об этом, давая собственные интерпретации. Я не обучаю йоге вне общества. Есть, например, люди, которые медитируют в изоляции от общества. Они часами сидят в медитационном ретрите по семь или десять дней, мне кажется, это попытка убежать. Это помогает очистить ум до определенной степени. Но все эти разочарования, печаль и депрессия не исчезнут так просто благодаря традиционной медитационной практике, если вы не можете очистить свой ум относительно проблем и сложностей, с которыми вам приходится сталкиваться в обществе. Нам нужно понять проблемы, с которыми мы сталкиваемся, когда мы поймем источник проблем, тогда ум сам успокоится.

На мой взгляд, важнее подготовить людей с помощью йоги, поскольку йогическая медитация имеет большое значение в освобождении от структуральных зажимов и напряжений и связанных с ними структурных хронических заболеваний. Важно освободить себя от этого, но не при помощи традиционных восьми ступеней.

Происходит то же самое, что и с движением, как я уже говорил до этого, на уровне скелета, через понимание глубины напряженности происходит самопроизвольное расслабление. Также с психологической точки зрения, когда мы понимаем корни наших страхов и источник нашей депрессии, наших чувств и эмоций, тогда наше тело, а на психологическом уровне, наш ум, становятся сбалансированными.

Когда вы понимаете свои страхи, когда понимаете свое хроническое напряжение благодаря правильному движению, благодаря правильному знанию, понимаете его источник, тогда сама проблема, весь негатив исчезает. Бесполезно отделять йогу и медитацию от общества. Они должны срастись. Это, конечно, весьма сложно. Это сложнее, чем просто просидеть час в ожидании неизвестного.

Наш ум так устроен. Когда мы прилагаем максимум усилий, когда сидим часами, мы ожидаем, что в итоге будем вознаграждены. Но никто не знает, какой будет награда, никто не знает, будет ли она вообще. Я имею ввиду, что нас учат быть упорными в том, что мы делаем. Мы хотим побеждать и добиваться успеха. Но я не знаю, достигну ли я успеха. Это заложено в наших умах, на этом основано общество: надо работать, работать, работать, даже если это причиняет нам столько неудобств, а награда последует.

Но я не знаю, будет ли награда, я не знаю, добьюсь ли я успеха, смогу ли вообще к нему приблизиться. Никто не знает. Тем не менее, такая зинтересованность, такой стимул используют компании, им нужны работники с таким отношением, его используют религии, которым нужны последователи, они привлекают их обещаниями.

На мой взгляд, это нечестная игра. Нам приходится иметь дело со сферой желаний, амбиций, и соревнований. Нам нужно познать глубинные причины всего этого, чтобы ослабить напряжение, созданное нашими же действиями, которые стали частью традиций в обществе, освободить себя от амбиций, желаний, и увидеть, что есть другая сфера, где мы можем достичь качественно другой свободы. В этом для меня заключается смысл йоги.

Вы рассказываете об этом в своей книге, которая недавно вышла в Америке?

Сильная сторона книги заключается в том, что в ней я описываю как освободить движение от произвольности. Я выделяю три этапа в процессе совершения движения: от расслабления определенных групп мышц, которые напряжены, к движению в костной структуре, и затем, когда действительно произойдет изменение на уровне костной структуры, самопроизвольно появляется сила. Нам нужно только снова научиться координировать движения скелета, сила - это последнее звено в моем подходе.

Я избавил движение от произвольности. О чем я сейчас пишу и что изучаю, как применить этот этап в жизни. Отсуствие произвольности (волевого усилия) в обеих сферах: в йоге, движении на уровне тела, и, с психологической точки зрения, в наших отношениях с другими людьми, в отношении к себе, как мы поступаем в этом психологическом взаимодействии без волевого усилия. Конечно, сила воли нужна, в работе, в изучении иностранных языков, в выполнении того, что мы должны выполнять, назовем это технологической частью жизни. Но нужно ли волевое усилие в общении с другими людьми, нужно ли доминировать над другими ради достижения собственного успеха, если мы находимся в правильных отношениях друг с другом?

Все мы хотим добиться чего-то в жизни, чтобы чего-то добиться, люди соревнуются, хотят победить. Это приносит им удовлетворение. Это чувство удовлетворения часто возникает в результате победы в конфликте, стремлении быть лучше других, в доминировании над кем-то. В спорте это происходит постоянно, поэтому спорт так популярен.

Когда вы доминируете над кем-то вы получаете удовлетворение от такого поведения, вы причиняете боль другим людям. Это природа, это путь боли, люди страдают, разочаровываются, через разочарование приходит гнев и все негативные эмоции. Другие люди не желают сражаться и решают свои проблемы при помощи алкоголя, наркотиков, секса и так далее. Они тоже получают удовлетворение, потому что каждому человеку нужно испытывать чувство удовлетворения.

Есть ли возможность, способ, помимо традиционных способов, применяемых в нашем обществе, достичь такого удовлетворения через релаксацию, не причиняя вреда другим, не соревнуясь, не навязывая свою волю? Этот вопрос сейчас меня очень интересует. Понять, существует ли связь между поведением в обществе, которое создает социальную структуру, в которой мы живем, частью которой мы являемся – я это общество и общество это я – и понять, есть ли связь между работой на уровне тела в точном выравнивании и нашим поведением в обществе, способном ослабить напряжение и конфликт.

Такой подход, противопоставляющий напряжение и силу, должен быть интересен спортсменам. Был ли у вас какой-то опыт сотрудничества со спортивными организациями?

Да, я работал со спортсменами. Сейчас все занимаются спортом или профессионально, или на любительском уровне. Некоторым нравится бегать. Действительно, есть такой момент между силой и усилием. Многие, имея несбалансированную костную структуру, напрягаются и перенапрягаются. Просто невозможно избавиться от напряжения, когда система не приведена в равновесие.

То же самое и в большом спорте, в прошлом году в Голландии я работал с олимпийскими гребцами. Это очень сильные люди, которые добились этого благодаря огромной силе воли, но в определенных областях они тоже перенапрягаются. Поэтому спорт так чувствителен ко всякого рода травмам. Когда я начал работать с ними, изменяя движения костной структуры, возвращая гибкость спине, позволяя силе поддерживать систему, я увидел, что спортсмены могут успешно использовать такой подход.

На уровне скелета никто не работает. В основном спорсмены заинтересованы в работе мускулатуры, но когда они обнаружат, почувствуют, и, возможно, я помогу им в этом, правильное движение скелета, им не понадобится прежняя интенсивная тренировочная нагрузка, они иначе смогут использовать силу. Такая нагрузка значительно меньше и менее травматична в отличие от обычных тренировок, когда мы просто загружаем нашу систему, не заглядывая, что же происходит внутри. Как можно украшать дом, если у вас нет надежного фундамента? Можно найти прекрасное оформление для своего дома, но когда он разрушится, от него не останется ничего. Поэтому важно найти правильную внутреннюю структуру. Я думаю, в ближайшие годы в спорте эта идея найдет распространение.

Это также касается такого вида спорта как бег, потому что в беге, особенно на длинные дистанции, люди испытывают на себе последствия многочасовых нагрузок, негативные последствия. Марафонцы страдают больше, чем спринтеры. Так же как в йоге, вы получаете совершенно разные ощущения, находясь в одной и той же асане или длительное время или совсем незначительное. В беге на длинные дистанции спорсмены говорят о чи-беге, который как раз учитывает структуру скелета. Они говорят об этом, но, на мой взгляд, у такого бега нет возможности реально изменить костную структуру, поэтому считаю, мой подход им тоже бы пригодился.

Говоря о пользе, людям всегда хочется услышать истории успеха, истории исцеления пациентов, говоря о терапии, можете рассказать о каком-нибудь случае, когда кто-то из ваших подопечных вылечился благодаря вашему подходу?

Да, многие чувствуют себя гораздо лучше, есть случаи излечения межпозвоночной грыжи, воспалений и так далее. Речь идет об изменении движениий тела из-за перегрузки в опередленных областях вследствие чрезмерной компенсации и чрезмерного стресса, который становится хроническим. Вы не можете испытывать естественные чувство расслабления, благополучия, ощущения внутреннего пространства и легкости. Вы лишаетесь всего этого и начинаете совершенно иначе относиться к своему телу.

Существует тенденция, когда люди не могут уже больше переживать глубину и значимость этих слов, они вместо этого наполняются внешними ощущениями, наслаждаются природой, ощущением свободы и легкости внутри своего автомобиля во время езды, возможностями своего компьютера. Но есть еще понятие внутреннего расслабления, когда вы чувствуете себя свободно в своем теле и хорошо, но не оттого, что вам пришлось в кем-то соревноваться или причинить кому-то боль, стремясь к собственному успеху, это внутренне состояние. Когда вы почувствуете глубину смысла этих слов, когда вы действительно переживаете это состояние, тогда начинается процесс исцеления.

Люди начинают понимать, о чем я говорил только что или несколько дней назад, это эффект плацебо. Эффект плацебо работает, потому что он создает это чувство освобождения и благополучия, которое моментально воздействует на нервную систему, вызывая огромные и непосредственные изменения в нашей эмоциональной жизни. Это исцеляет нас. Это помогает телу снова стать здоровым. Точное Выравнивание может помочь очень многим людям с различными проблемами, потому что мы не только работаем на уровне костей и мышц, но мы также говорим об успокоении ума, освобождении от негативных эмоций по отношению к своему телу, и проявлению позитивных эмоций. Когда эти два подхода: медитативная часть и техническая часть объединятся, создастся мощная здоровая атмосфера, в которой очень много проблем, связанных с хроническим структурным стрессом, могут быть устранены.

Хотелось бы спросить вас об исследовании, которое вы провели совмествно с каким-то институтом, какова была фокусная группа…

Исследование касалось проблем нижней части спины. Некоторые сотрудники университета, которые проводили исследование, отметили, что наше лечение показало лучшие результаты по сравнению с традиционным, помогло лучше, чем традиционная физиотерапия. Но это не было полноценное исследование, это только его начало. Пилотное исследование.

Говоря о пилотных проектах, мы знаем, что у вас есть пилотный курс обучения преподавателей в России, нам интересно, что вы думаете о русских йогах, русских преподавателях, нравится ли вам работать с ними, расскажите что-нибудь из вашего опыта проведения занятий с русскими студентами.

Мне нравится отношение русских к йоге, здесь у йоги нет таких хиппово-цветочных истоков как у нас на западе. Она более рациональна, и мой стиль обучения в начале тоже очень рационален, затем он становится более медитационным. Но такой рациональный подход нравится здесь людям больше, чем на западе. Когда я преподаю в Америке, у них там немного другая основа. В общем, мне нравится преподавать здесь для русских студентов и на конференциях, и на занятиях. Преимущество моей терапии в том, что она может быть применима в любом стиле йоги, неважно, практикуете вы Аштанга-йогу, хатха-йогу или кундалини-йогу, или какую-то еще. У каждого преподавателя есть студенты, которым нужно уделить особое внимание.

Когда преподаватели получают доступ к так называемому протоколу Терапии Точного Выравнивания (САТ), они могут начать помогать многим людям. САТ может практиковаться параллельно с вашим стилем, или может быть встроена в ваш стиль. Так это происходит сейчас в Голландии, я обучил в группах около 150-200 преподавателей, у них свои школы и годы практики.

Йога сейчас постепенно начинает объединяться или сочетаться с принципами точного выравнивания. Многие только что закончили терапевтический курс и наряду с практикой йоги они обучают Терапии Точного Выравнивания индивидуально или на занятиях. Так что это большое преимущество, вы можете обучать этому на занятиях. Если у вас нет студии или недостаточно пространства, можно заниматься индивидуально в небольшой комнате у себя дома или где-то еще.

Мы узнали, что вы были, а, возможно, и сейчас являетесь профессиональным исполнителем индийского танца. Не могли бы вы немного рассказать об этом. Как вы думаете есть ли общее между йогой и танцем, как они связаны? Мы знаем, что вы приезжали в Россию в 1992 году как артист, как танцор…

Это непросто. Я искал ответ на этот вопрос более 35 лет, и до сих пор у меня нет точного ответа, есть ли связь между танцем и йогой. Может быть, в итоге есть. Танец и йога начали развиваться после получения Индией независимости. И эти виды искусства приобрели огромную ценность после многих лет подавления Великобританией.

Такие люди как Айенгар и Рут в сфере танца, возродили эти виды искусства, подняли до признанных высот. Также и в музыке, были лидеры, которым в итоге предоставилась возможность развиться и донести свое искусство до мировой сцены. Это индивидуальный подход. В этом не прослеживается какой-то давней традиции. По крайней мере, мы не знаем о связях между древними традициями, мы используем их по-современному.

Это все интерпретации людей. Если вы действительно хотите соединить вместе два вида искусства или две системы знаний, вам снова надо идти к скелету этой практики, к истокам. Вам нужно понять корни этой практики. Почему люди танцуют, какая у них изначальная мотивация, почему люди занимаются йогой, какова их мотивация? И если вы вдруг почувствуете, что суть, истоки могут пересекаться, может быть что-то и есть общее. Иначе это пустая фальсификация, не имеющая ничего общего с реальностью.

По своему опыту скажу, в танце есть разделение между техникой нижней части тела, ноги задают ритм, и лирическим движением верхней части тела, которая рассказывает истории, лирические истории. В йоге то же самое, мы следуем силе гравитации или двигаемся против нее, движение вместе с силой гравитации дает чувство релаксации, это основа всех эмоций, по меньшей мере позитивных эмоций. Из этой связи с силой тяжести происходит легкость в движениях.

Я думаю есть сходство между йогой и танцем, когда обращаешься к глубине структуры движения, что я и прочувствовал на обоих уровнях. Например, исполнители танца живота хотят летать, они все время стремятся двигаться вверх, а в индийском танце мы хотим заземлиться, чтобы присутствовала связь с землей, отсюда мы начинаем. Это совершенно другая система, отличная от спорта или современного танца здесь на западе. Использование силы гравитации – большое преимущество. Иногда я рассказываю об этом на занятиях.

Источник: http://wildyogi.info

Комментарии

Похожие статьи

Шераб Зангмо. Великая йогиня Тибета

йогабуддизминтервью

Великая йогиня Шераб Зангмо ушла из жизни в просветленной старости в возрасте примерно 86 лет.

Наша жизнь – Чудо. Нужно только проснуться

йогагималайская йогаинтервью

Чтобы начать свое развитие, нужно просто постараться начать жить осознанно и жить, создавая друзей, а не врагов.