Заповеди для мысли
- 5 августа
- 2500
Невежество, жадность и ненависть - это три основных причины, три Гуны, из-за которых мы оказываемся в мире страданий. Именно они являются основой всех омрачающих эмоций, именно они ввергают существ в дурную участь. Рассмотрим теперь взаимосвязь этих энергий.
Эти три Гуны можно также спроецировать на наше тонкое тело. В нашем тонком теле находится приблизительно 72 тысячи энергетических каналов, которые являются как бы картой нашего сознания. Три канала, которые расположены вдоль позвоночного столба являются наиболее важными. Очищая их, мы освобождаемся от трёх корневых ядов.
Итак, невежество связано с каналом Ида, который находится в левой стороне энергия протекающая по нему называется Тамас, имеет связь с Астральным миром и активизирован в больше степени у женщин. Гнев или ненависть связаны с каналом Пингала, который находится справа, энергия, которая протекает через него называется Раджас. Активизирован в большей степени у мужчин. Жадность связана с центральным каналом Сушумна. Энергия Саттва. Очищение этого канала ведёт к Освобождению из оков Сансары.
Каковы же противоядия, против этих коневых ядов?
НЕВЕЖЕСТВО.
Чтобы преодолеть своё невежество надо как можно больше читать о законах Вселенной и размышлять над ними. Конечно многие Учения, которые приносили на землю Пророки и Посвященные со временем утрачивают свою силу и чистоту, так как распространяют их обычные люди, не имеющие опыта достижения Освобождения от Сансары, и поэтому привносят в них свои правила искажённые их нечистым видением. Но, однако, мы можем заниматься духовной практикой и погружаясь в глубинные слой своего сознания, попробовать найти там нечто истинное. И я уверена, у многих это получится. Ведь вся Вселенная на самом деле находится в нас самих.
НЕНАВИСТЬ.
Теперь о гневе и ненависти.
Гнев - это одно из очень мощных омрачений, которое способно разрушить не только огромное количество наших заслуг, принести вред окружающим существам, но и является причиной того, что нас ввергает опять же в Адские обители.
Когда мы гневаемся на кого-либо, мы практически на тонком уровне разрушаем это живое существо, а так как карма мысли является основной причиной для формирования нашей жизни, то и вес от таких негативных эмоций намного сильнее проявляет негативный результат.
А как же всё-таки избавиться от гнева?
Есть ли какие-либо специальные для этого способы и размышления на эту тему?
Есть:
Можно размышлять следующим образом:
1. Гнев не является природой нашего ума. Так как, если бы он являлся неотъемлемой частью нашего ума, то мы бы гневались постоянно.
2. Причины возникновения гнева - это негативные эмоции, цепляние за свою самость и невежество.
Очень хорошо осознать, что ущерб от гнева огромен:
1. Гнев разрушает нашу защиту и покровительство высших существ (ангелов).
2. Гнев уничтожает нашу любовь ко всем живым существам, что немаловажно для нашего восхождения по духовной лестнице.
3. Гнев уничтожает благую карму, а это значит, что в нашей жизни уменьшается радость:
"Какие бы благодеяния
Мы ни накопили за тысячу кальп,
Будь то поклонение Сугатам или даяние -
Мгновенная вспышка гнева может все это уничтожить."
/Шантидева/
4. Результат гнева - рождение в трёх скверных мирах.
5. Гнев создаёт и увеличивает негативный кармический отпечаток в уме, а это значит, что формируется привычка раздражаться и гневаться, которую будет очень трудно искоренить.
6. Гнев приносит вред другим существам, которые находятся около нас, а это значит, что мы вредим сами себе, так, как данный негативный импульс обязательно к нам вернётся .
7. Гнев разрушает наш собственный душевный покой.
8. Гнев разрушает дружбу, любовь и вообще доброжелательные отношения между людьми.
9. Гнев порождает негативные физиологические изменения в моём теле, такие как упадок сил, апатию, болезнь ног и суставов, загрязнение печени.
"Кто сдерживает пробудившийся гнев, как сошедшую с пути колесницу, того я называю колесничим; остальные - просто держат вожжи"./Дхаммапада/
Часто противоядием гнева является развития Терпения, но лично мне больше всего помогает начитывание вслух по нескольку раз на дню Выдежрки из "Сутры Золотистого Света" или книги о Бодхичитте буддистких лам.
Что касается меня, то в своё время я люто ненавидела всё, что меня окружало. Мой гнев был настолько мощный, что я сама ощущала его волны, когда он исторгался из моего тела.
Рождение в этом мире казалось лишь страшным сном. Во всём было несовершенство, нечистота и низменность. Для ненависти было много причин и условий.
Ненавидеть дяденек из фургона, которые на моих глазах ловили бродячих собак и отправляли их в душегубку. Ненавидеть дворовых мальчишек, которые натравливали этих собак на маленьких котят, или просто вешали их на заборах. Ненавидеть одноклассниц, которые сплетничали и клеветали. И так далее. Я не могла понять этот мир и его закономерности, может быть, впоследствии это и привело меня к желанию заняться духовной практикой, но тогда я видела лишь сплошное недоразумение и безостановочно своей ненавистью и гневом накапливала плохую карму.
Так проходила моя жизнь. Я чувствовала, что моя ненависть отдаляет от меня людей, но понимать причину этого стала только тогда, когда соприкоснулась с Учением. Во время практики, когда стала очищаться моя плохая карма, я сильно заболела. Заболела так, что даже не могла ходить. У меня были опухшие и посиневшие суставы, и непрекращающаяся резкая боль практически застилала мой разум. Она не прекращалась даже тогда, когда мне чудом ненадолго удавалось заснуть. Даже во сне я мучалась от неё, и пыталась исчезнуть. Впервые за свою жизнь я реально была согласна умереть, но только, чтобы эта боль хоть ненадолго дала бы мне отдых.
И так прошёл целый месяц. Только, когда от этой кошмарной боли стало сдавать сердце, и у меня к довершению ко всему опухли ноги, и появились явные отёки на теле от сердечной недостаточности, я согласилась на госпитализацию. Когда меня привезли в Боткинскую больницу, я уже была похожа на скрюченный эмбрион, потому что в течение этого месяца практически ничего не могла есть.
"Эмбрионом" меня назвала бабушка, чья кровать стояла рядом с моей. Русоволосая красивая бабушка, с голубыми, как небо глазами, она смотрела на меня и плакала.
В моём сердце врачи обнаружили жидкость, суставы были воспалены, а соединительные ткани безостановочно разлагались.
С Боткинской больницы я попала в другую больницу, а потом и в Московский Институт Ревматологии, где меня уже смотрели профессора с международным именем. Но самое что странное, никто не мог поставить мне точный диагноз, меня показывали студентам, кормили самыми страшными таблетками, от которых уже может ничего не восстановиться, а я ненадолго вставала и опять теряла возможность ходить. Даже не только ходить, но и любое движение телом, вплоть до движения пальцем доставляло мне невыносимую боль. Она была настолько невыносима, что порой мне казалось, что я уже нахожусь в Аду.
Так прошло полгода, меня выписали, как безнадёжную, и передали моей подруге, которая за мной ухаживала. Врачи ей сказали, за моей спиной, что, скорее всего я не проживу и года. Мне они этого сказать так и не решились.
Когда меня привезли на квартиру и положили на кровать, по которой я могла немного ползать, то моя подруга села рядом и объяснила мне напрямую, что со мной должно произойти в ближайшем будущем.
Она была тоже врач, она обрисовала состояние моего тела и сказала мне, что я обязательно умру и ничто меня уже не в состоянии спасти.
И этим она меня спасла! (Это пример того, как нельзя врачам скрывать правду).
Потому что я подумала:" Если я умру, то ничего уже не поделаешь, но я должна сделать всё возможное за этот короткий срок. Я должна попытаться изменить работу своего ума, потому что моя болезнь - это признак того, что я попаду после смерти в Ад. Потому что болезни, которые протекают с болью, порождены накопленной кармой Ада. И я должна по возможности выполнить свою работу, чтобы от моей жизни осталась какая-то полезность".
Я принялась изо всех сил делать духовную практику и даже отвечать на письма, которые скопились за время, проведённое мной в больницах в большом мешке.
Практику мне порекомендовал делать один йогин, который пришёл навестить меня ещё в больнице. Но тогда я только отмахнулась от этого совета и сконцентрировалась на боли, которую испытывала. В той ситуации мне было смешно заниматься какими-то медитациями. Но когда я узнала, что умру, мне ничего не оставалось, как испытать последнее средство, даже если оно не внушает никакой надежды на успех. Если моя болезнь была вызвана ненавистью, а это было именно так, то чтобы её преодолеть, надо было изменить работу своего ума. То есть применить противоядие.
Кое-как, приподнимаясь на кровати и опираясь на подушку, я по много раз в день желала счастья людям, сострадала им, хвалила за успехи и думала, что мои страдания - это то, что я именно заслужила и не стоит на них обращать особого внимания. Это была медитация из Садханы Аволокитешвары, Буддистского божества сострадания. Но я не могла медитировать из-за сильнейших болей, я просто много раз зачитывала вслух написанный текст.
Потом опухшими в суставах руках, я с трудом распечатывала конверты, читала про несчастья людей, которые нуждались в поддержке и успокоении, потому что это были письма тех, кого вы редко увидите гуляющими и развлекающимися на улице. Все эти люди, так или иначе, были в тяжёлых жизненных обстоятельствах и писали в надежде на совет, который им даст возможность жить дальше. Эти письма приходили на радио, на популярную в то время передачу по Восточной философии, а я просто помогала на них отвечать в качестве бесплатного консультанта ещё до моей болезни.
Писали о разном: одна женщина не могла найти успокоение после гибели сына, у другой по ошибке отрезали ногу, а молодой парень упал с балкона и сильно повредил позвоночник. Я читала их письма и понимала, что страдаю не одна я, что мир переполнен этими страданиями, просто об этих страданиях не все знают, пока они не коснутся их лично. Миллионы людей лежат в больницах, на операционных столах или находятся дома, страдая от одиночества, потому что просто не могут выйти на улицу из-за отсутствия помощи. И на фоне всех их страданий моя боль становилась очень маленькой, такой же маленькой, как я сама, и понемногу притихала. Пытаясь найти для этих людей нужные слова, я начинала писать им ответы, постоянно следя, чтобы из руки не выпала ручка, потому что мои опухшие пальцы не могли даже полноценно её сжать.
По свидетельству врачей, с каждым днём я должна была чувствовать себя хуже, но парадокс в том, что я стала поправляться!
Через несколько недель моё тело уже могло сползать с кровати, вставать на ноги и доходить до ванны, а через месяца два оно уже могло собственноручно закрыть кран, а через три месяца я вышла на улицу и в сопровождении подруги на метро доехала до института, где меня должны были обследовать!
Профессор Гусева не могла поверить. Мало того, у меня началась регенерация тканей. Организм стал восстанавливаться, и восстановился.
С тех пор прошло уже много лет. И я не только хожу и свободно бегаю, но и преподаю йогу, где на занятиях мне приходится помногу раз, выгибать и растягивать те части тела, которые раньше вообще никак не двигались без посторонней помощи.
Эти строчки я пишу не для того, чтобы похвастаться, а для того, чтобы кто-нибудь из моих читателей, находящийся в таком же положении обрёл веру и помог себе выкарабкаться.
Это правда. Мне очень трудно про себя писать, но как же я ещё вас могу убедить в этом, как ни приведя в пример свой собственный опыт. Ведь возможно, это спасёт и другого человека, попавшего в такие же обстоятельства.
Нижайший поклон моей подруге, Ольге Свешниковой.
Так что же с ненавистью? Позже пришли интересные ощущения. Эти ощущения были настолько захватывающие, что само понятие ненависти стало совершенно бессмысленным. Ну как же можно ненавидеть мир, который ты сам выбрал для своего рождения? Который ты сам проецируешь своим собственным умом? Который отдаёт тебе именно то, что ты в него сам вложил?
Есть такая притча:
ТВОЯ ЖИЗНЬ - ТВОЁ ОТРАЖЕНИЕ.
Как-то раз ученик пришел к Учителю и спросил "Враждебен ли мир для нас или он добр для нас?" и в ответ Учитель рассказал историю:
"Один шах построил дворец, и самая большая комната была зеркальной, и в комнате присутствовало эхо. Однажды в нее забежала любимая собака шаха и остолбенела, потому что вокруг нее была свора собак.
Она сначала испугалась и оскалилась, и свора оскалилась в ответ. Она начала лаять и все эти собаки начали лаять в ответ. Она начала бегать и метаться, они тоже начали бегать и метаться. Она начала кусать воздух - они начали бросаться на нее. Она долго сражалась. Когда настало утро, нашли ее - она была мертва. И вокруг нее лежала свора мертвых собак. Рядом не было ни кого, кто мог бы причинить этой собаке вред. Она сражалась со своими отражениями".
И опять же, давайте вернёмся к "Блаженной несвободе":
Мир, или другими словами всё явленное вокруг – это отражение моего сознания. Именно состояние моего ума во время Бардо привело меня в этот мир, и именно мои мысли, будь то хорошие или плохие формируют моё окружение. Я знаю, что чем больше негативного возникает в моей душе, тем больше негативных событий происходит в моей жизни. И чем больше светел мой ум и умиротворен, тем больше хороших людей он привлекает в моё окружение.
И если уточнить, то как мы и говорили о сопутствующих Астральном и Каузальном мире, то будет приблизительно так:
Этот мир явлений, который мы видим, связан непосредственно с более тонкими мирами, где существуют как бы отражения или одни лишь только мысли. Поэтому, если мы контролируем наш ум от негатива, то негатив не проявится в тонком мире, как образ и не спроецируется в грубом физическом мире, как конкретный объект нашего восприятия.
Поэтому, даже если мы встретим самого жуткого человека в мире, но если в нас не будет негатива, то этот жуткий человек не сможет нам принести неприятности. Не сможет, просто лишь потому, что у него не будет для этого причины, проявить свой негатив, так как наше сознание будет работать на разных уровнях и просто не окажется точек для соприкосновения.
Вы не представляете, как сильна молитва и ваше пожелание, когда вы от всего сердца желаете людям счастья. Попробуйте поиграть в волшебников. Свизуализируйте и дайте окружающим вам людям то, что они очень желают. Например, если рядом с вами человек очень одинок, то можно мысленно представить и поднести ему красивую добрую женщину, а если ваш ребёнок очень хочет скутер, но вы опасаетесь ему его покупать, то тоже можете сильно сконцентрировавшись свизуализировать этот предмет и подарить своему радостному сыну. А если вы видите, что рядом с вами человек очень болеет, то поднесите ему чудодейственное лекарство, подобное нектару и он реально может выздороветь.
Это не шутка. Я это сама не раз проверяла. Например, в Индии, как правило, очень близко строят дома и обычно очень хорошо слышно, как живут соседи. Один из моих соседей очень страшно кашлял. Настолько страшно, что буквально захлёбывался, чувствовалось, что человек испытывает невыносимые боли. Это продолжалось довольно долго. И я не вытерпела, я просто стала во время практики поить его воображаемым эликсиром и буквально через три дня его кашель стал уже ощутимее спадать на нет, и через неделю практически прекратился. Он совершенно об этом ничего не знал. Мало того, раньше он совершенно меня не воспринимал, как будто меня не существовало. А тут вдруг я его увидела на верхней площадке его дома, и он впервые вежливо со мной поздоровался.
Возможно это совпадение. Но, увы, это эксперимент не единственный. Чаще всего именно и получается, что как мы относимся к людям, таким боком они к нам и поворачиваются. Несколько лет назад я думала иначе, и пыталась менять воё окружение, используя другие методы. Например, когда мне пришлось переехать в новое место, и окружающие люди вели себя, по-моему, мнению не хорошо, я пыталась постоянно говорить им об этом и всем своим видом выказывала презрение. Мне казалось, что это их зацепит, и они непременно изменятся. Но всё становилось хуже и хуже. Поведение их стало более вызывающее и практически невыносимое. Мало того, через некоторое время, я заметила, что стала буквально ненавидеть этих людей и они меня тоже. Мне надо было время, чтобы поразмыслить над этим опытом, преодолеть в себе эту ненависть, и как только она стала проходить, то и люди стали реально меняться, без всяких моих нотаций и разборок.
Сила нашей мысли огромна, если мы владеем её направлением. Поэтому очень важно понимать, что может принести негативное мышление и позитивное. Если мы подходим мудро, то всё начинает преображаться без всяких усилий. Буквально недавно в самолёте, меня стюардесса пересадила на свободное место около входа. Сидящие рядом пожилые мужчина и женщина, хотели употребить его для большего комфорта, так как мужчина был тяжело болен. Когда я подошла и села, они явно были очень недовольны моим появлением. Я почувствовала, как скользнул по мне их оценивающий взгляд. Он презрительно зацепился на моём слегка обнажённом животе, на массивном ремне и штанах, в стиле военных наёмников, и закончил свой бег на моей выгоревшей и видавшие виды сумке, которую я до сих пор не могу выкинуть, из-за того, что она слишком удобна для путешествий по Индии.
Они отвернулись, холод их недовольства стал буквально колоть моё тело. Тогда я взяла чётки и стала читать мантру, с мотивацией помочь им, и особенно этому больному мужчине. Не помню, сколько прошло времени, но когда самолёт уже набрал высоту, и Стюарты стали развозить пищу, то я неожиданно, отложив чётки и обернувшись к женщине, увидела её милую улыбку. Мужчине, возможно, не стало лучше, но и он уже совершенно благодушно смотрел в мою сторону. Ситуация явно изменилась. Возможно это тоже совпадение, но это происходит слишком часто. Таким образом, можно менять ситуацию вокруг себя к лучшему даже просто хорошими пожеланиями и добрыми мыслями. Для этого у нас, как правило, масса возможностей. Попробуйте, я уверена, что вы это обязательно почувствуете.
Надо признать, что мы заслужили всё то, что имеем. Заслужили потому, что ничего не происходит без причины, потому что закон кармы неумолим : "Что посеешь, то пожнёшь". Если мы сеяли доныне зёрна, из них не может вырасти чертополох.
Но даже, если не верить в закон кармы, то достаточно лишь вспомнить до подробностей свою нынешнюю жизнь, проанализировать её беспристрастно, глядя со стороны, разве не мало мы делаем глупостей? Разве не мало мы совершили ошибок, разве не мало мы обидели людей и принесли вреда уже в этой жизни?
Проблема в том, что наш ум всё оправдывает, и нам кажется, что мы всегда правы. Потому что мы руководствуемся в своих действиях этим же самым умом, которым и пытаемся анализировать и проверять наши поступки. Это то же самое, как безбилетный пассажир будет сам у себя спрашивать билет, играя роль контролёра. Поэтому необходимо очистить свой ум от омрачений, расширить своё сознание, возвысить свою душу не на основе собственных концепций, а на основе реальных знаний и мудрости.
Это очень трудно, найти свои грязные пятна, но искать стоит, только тогда начинается настоящий прогресс, только тогда мы можем создать из себя нечто уникальное.
Иногда мы терпим боль, которую приносят нам другие люди, и начинаем их ненавидеть до скончания жизни. Самый глупый совет, который я слышала по поводу этого - это ЗАБЫТЬ. Но зачем что-либо забывать? Забывчивость - это дверь, ведущая в мир животных, и первые признаки такой кармы, это когда у нас нарушается память, и мы начинаем что-то забывать.
Не забыть надо, а надо проанализировать со всех сторон и потом только отбросить. Потому что, люди не самосущи, они тоже явления, которые проявляются только при определённых причинах. А причины мы порождаем сами. Если вы когда-либо заглядывали в свой гороскоп, то наверняка видели, что в одной строке может быть написано, что в определённый период времени вы можете подвергнуться обману или стать жертвой природного катаклизма. Поэтому, какой смысл нам ненавидеть обманщика или же снежную лавину, если уже изначально эта информация была заложена в нас самих, согласно определённым условиям нашего рождения, которое происходит согласно нашей карме, накопленным ранее данным. Не забывать надо, а анализировать. Для этого и существуют такие практики, как Аналитическая медитация. Если это забыть, то это будет то же самое, что ты коснулся голыми руками оголённого провода, тебя ударило током, а тебе кто-то советует это забыть. Ты забыл и в следующий раз опять берёшь этот провод голыми руками, и в этот следующий раз тебя может уже не ударить током, а убить.
Если мы должны учиться на собственных ошибках, то зачем их забывать? Наоборот, приводя примеры собственных промахов другим людям, мы можем помочь им избежать ненужных страданий, и на примере наших ошибок дать им обрести мудрость.
Министерство Вселенной предупреждает: " Обходя разложенные грабли, Вы теряете драгоценный опыт..."
Нет смысла ненавидеть обидчиков, нет смысла избегать людей, боясь, что они сделают нам больно. Если мы путём анализа сможем изменить, своё собственное поведение, свой негативный ум, своё отношение к явлениям этого мира, то никто ни в состоянии нам принести вред.
Надо понять, что мы нуждаемся в людях, какие бы они ни были. Мы даже нуждаемся в них, когда нам необходимо, чтобы они смогли восхититься нашим новым платьем, нашей силой или нашими талантами. Кто, если не они даст нам живительную волну вдохновения? Для кого мы тогда станем жить и творить, подкрашивать ресницы и делать глупости, если вокруг нас образуется вакуум и ни одна живая душа не будет нас слышать, разве тогда мы обретём радость и успокоение?
Даже создать хорошую карму мы будем не в силах, так как не будем знать по отношению к кому мы должны совершить свои благодеяния.
Однажды я попыталась смотреть на себя и на мир глазами других людей. И оказалось, что все мы очень хотим счастья. Даже самый страшный убийца очень хочет счастья, даже самая жестокая мать. Просто все мы попались в круговорот страстей и просто не можем из него выбраться.
Мы должны стать творцами собственной жизни, мы должны взять ответственность за рождение в этом мире, даже, если мы Бодхисаттвы и спустились в этот мир для спасения. В любом случае, это наш выбор.
"Всё есть Единое, различия лишь в уровнях, а не в сущности.Вся эта множественность есть лишь проявление Единого.Всё, что стремится к единству, - истинно. Любовь истинна, а ненависть фальшива, ибо она ведёт к множественности. Именно ненависть разделяет людей, и поэтому она ложна и фальшива. Это дезинтеграционная сила - она разделяет и разрушает.
Любовь связывает, любовь стремится к единству. Вы становитесь едиными - мать с ребёнком, семьи с городом, весь мир становится единым с животными. Ибо любовь - это Существование, Сам Бог, и всё есть лишь проявление этой Единой Любви, более или менее ярко выраженной. Различия лишь в степени, но не в проявлении повсюду этой Единой Любви. Поэтому в каждом нашем действии мы должны научиться разбираться, ведёт ли оно к разделению или к единству. Если оно ведёт к разделению - мы должны оставить его, если к единству, то мы должны быть уверенными в том, что это действие хорошее"/Свами Вивекананда/.
Как-то раз стены моей комнаты раздвинулись, и я ощутила в себе всю Вселенную. И в этой Вселенной была я сама, как и много других живых существ. И все живые существа были мной…
ЖАДНОСТЬ.
Чем больше человек имеет материальных вещей и привязывается к ним, тем тяжелее он становится. Но разве может душа взлететь с таким грузом?
Это именно то, для чего необходимо отречение. Если человек действительно отрекается от материального мира, то он получает действительное Освобождение. Ведь причина, по которой мы находимся здесь именно, и состоит в желании ИМЕТЬ.
Саттва связана с центральным каналом, который проходит вдоль позвоночника, если мы шаг за шагом освобождаем от привязанности каждую чакру, то наше сознание неизменно приходит в макушку, именно в то место, где находится дверь в небо. И именно то место, откуда должна выйти душа, чтобы попасть в райские обители. Поэтому очень легко взвесить, насколько мы близки к этим райским обителям, взвесив всё то, что мы хотим иметь. Именно ХОТИМ, а не имеем. Потому что можно иметь, но не захватываться этим, а просто использовать для жизни. При этом не надо забывать, что к этому желанию иметь подпадает буквально всё, что связано с этим миром, даже наши родные и близкие.
Это основные моменты, которые в той или иной форме присутствуют практически в каждой религии, и являются основой для предохранения человека от создания негативной кармы, ведущей в скверные миры. Вкратце это можно сказать так:
"Существует множество заблуждений в отношении греха. В индийских священных писаниях, в типичной для них прагматичной и прямолинейной манере, дается прекрасное определение греха или греховного действия. Это то, что уводит человека с пути, ведущего к гармонии, знанию и более высокому осознанию"./Свами Сатьянанда Сарасвати/
Источник: Елена Кшанти
Источник: http://www.proza.ru/2015/07/19/513
Похожие статьи
Духовный футуризм.
- 1 февраля
- 2728
Мир будущего, каким он будет?! Этот вопрос интересует меня очень серьёзно.
Джаландхара-бандха
- 11 мая
- 3748
Джаландхара-бандха, так называемый «подбородочный замок», является одной из трёх основных бандх, применяемых в практике задержек дыхания.
Йоги в СССР. Бродов В.В.
- 9 мая
- 4318
С именем этого человека связан выход на экраны в 1970 году научно-популярного фильма «Индийские йоги — кто они?»
Комментарии
Войдите на сайт чтобы комментировать